Занятие 7. Учет мотивации учения при формировании учебной деятельности учителем.

Цель занятия – научиться проводить экспресс-диагностику мотивации учения учащихся и подбирать формы и методы работы с учениками, имеющими разный тип и силу мотивации учения.

Опорные понятия: познавательная потребность, мотив учения, цель деятельности, внутренняя мотивация, внешняя мотивации, познавательный мотив, социальный мотив, мотав избегания неудач, позиционный мотив (мотив учебного сотрудничества), интерес, содержание мотива учения, сила мотивации.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.                  Упражнения на актуализацию имеющихся знаний

Упражнение 1. Проведите сравнение понятий: потребность, мотив, цель деятельности (в случае затруднения используйте рисунок ниже и статью А.К. Марковой «Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников».

 

z7-motiv-potr-cel.png

Упражнение 2. Какие функции выполняет мотивация учения?


Упражнение 3. Какой вид мотива стоит за каждой мотивировкой:

а) я учусь, чтобы не быть бомжом, когда вырасту;

б) я учусь, потому что люблю, когда мы на уроке делаем открытия;

в) я учусь, потому что это интересно;

г) я учусь, потому что это моя работа;

д) я учусь, чтобы меня хвалили дома и в школе.


 Упражнение 4. Детям 8–9 лет задавали один и тот же вопрос: «Для чего нужно хорошо учиться?» Были получены разные ответы.

 a) «чтобы из школы не выгнали»;

 б) «чтобы быть самым умным в классе»»

 в) «чтобы мама похвалила»;

 г) «чтобы родители разрешили посидеть за компьютером»;

 д) «чтобы получить пятерку».

С точки зрения психологии младшего школьника проклассифицируйте мотивы поведения детей/


Упражнение 5. Посмотрите мультфильм про целеустремленного поросенка

 

Что вы можете сказать про мотив и цель этого персонажа? На основании чего вы сделал такой вывод?


II.               Упражнения на определение поведенческих признаков разных типов мотивации учения:

Упражнение 1. Используя соответствующую часть схемы наблюдения за уровнем сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика), перечислите поведенческие признаки ваших однокурсников (или вас самих), которые говорят об уровне интереса на занятии.


Упражнение 2. По каким словам и действиям вы определите тип мотивации учения учеников? Заполните таблицу.

Вид мотивации

Группа внутри вида мотива

Слова, фразы ученика

Действия

ученика

Любимые задания на уроке

Социальная мотивация

Статусный, позиционный мотив (быть хорошим учеником)

Хорошая отметка

Одобрение взрослыми

Признание сверстниками

Широкий социальный мотив – приносить пользу людям

Узко-личностные мотивы, отражающие получение личной выгоды в виде материальных ценностей или удовольствий для себя

Познавательная мотивация

Результативная мотивация – научиться чему-то конкретному

Учебно-познавательные, процессуальные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда

Широкие познавательные мотивы- ориентация школьников на овладение новыми знаниями (стать умным)

Мотивация избегания неудач

Мотивация учебного сотрудничества

III.           Упражнения на подбор приемов мотивирования учащихся к учебной деятельности:

Упражнение 1. Прочитайте краткий конспект урока русского языка. Какие именно приемы мотивации учащихся учитель использовал?

Упражнение 2. В пособиях и сети Интернет для учителей предложено множество приемов мотивации учеников на учебную деятельность. Распределите указанные ниже приемы на группы:

а) привлечение учеников к оценочной деятельности;
б) необычная форма обучения;
в)  привлекательная цель;
г) рассмотрение привычных, обычных знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
д) отсроченная догадка;
е) лови ошибку;
ж) нарисуй, как понял;
з) Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика, разъяснение значимости знаний и учения в настоящем и будущем.

Эмоциональные

Мотивационно-целевые

Познавательные

Социальные

 

Упражнение 3. За счет чего способствуют формированию мотивации следующие общие вопросы, которые действенны в самых разных учебных ситуациях?

✔ Что случится, если ... ?

✔ Приведите пример ...

✔ В чем сильные и слабые стороны ...?

✔ На что это похоже ...?

✔ Что мы уже знаем о ...?

✔ Каким образом…можно использовать для ...?

 

Упражнение 4. Подготовьте примеры максимального количества приемов мотивации учеников на изучение новой темы по формированию действия, для которого вы составляли схему ООД.

 

IV.           Микропреподавание.

Представьте в группе приемы мотивации учеников на изучение новой темы, продемонстрировав фрагмент урока.

V.  Закрепление.

1.                Если у ребенка преобладает социальная мотивация, чем его можно привлечь на уроке?

2.                Какие приемы работы вы можете предложить для ученика, у которого доминирует мотивация избегания неудач?

3.                Какую роль играет совместная деятельность в формировании мотивации учения?

TurboSite