1.15. Работа учителя с отстающими и неуспевающими школьниками
Проблема неуспеваемости является педагогической психологической и
медицинской. Следует отличать отставание и неуспеваемость.
Рисунок взят из книги: Зарница. Книга для дополнительного чтения в 3-м классе национальных школ РСФСР. – Л.:"Просвещение", 1982. – 271 с.: ил.
|
«Отставание — это невыполнение
требований (или одного из них), которое имеет место на одном из
промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит
временной рамкой успеваемости», - указывала Цетлин Валентина Самуиловна, доктор педагогических наук,
профессор, известный советский педагог, последовательница идей Гальперина.
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в
усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой
деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что
обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными
умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник
становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в
знаниях.
|
Систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической запущенности,
под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих
требованиям школы, общества. Педагогически запущенные часто бросают школу,
пополняют группы риска.
Психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость детей в
школе:
·
Травля
(или «буллинг») может серьёзно повлиять на успеваемость, поскольку моральные
силы ребёнка будут полностью уходить на противостояние негативу, а на учёбу их
уже не хватит.
·
Конфликты
с учителями
могут проявляться в самых разных формах: это может´
быть, например, занижение оценок или постоянные придирки. Чем младше ребёнок,
тем сильнее это на него повлияет, поскольку в начальных классах учитель обладает
большим авторитетом перед школьниками.
·
Смена
школы
– в новой школе ребёнку всегда приходится непросто. Адаптация к новым условиям - сложный
период в жизни. Иногда это может стать причиной снижения успеваемости.
·
У
детей из неблагополучных семей часто
встречается сниженная успеваемость, так как с ними меньше
занимались в детстве. Таким образом, к школе они недостаточно развиты и у них
меньше навыков по сравнению со сверстниками. Часто дети из неблагополучных
семей растут в крайне напряженной психологической и экономической обстановке,
что также влияет на их успеваемость. Постоянный стресс не дает сфокусироваться
на учёбе, а незаинтересованность родителей в этом вопросе только усугубляет
положение дел.
·
Напряжённые
отношения в семье,
любые конфликтные ситуации в семье так или иначе отражаются на´
ребёнке, на его эмоциональном состоянии, а в последствии и на успеваемости.
·
Любые
трагические события,
произошедшие с ребёнком в жизни, оставят неизгладимый отпечаток и повлияют на её
общее качество. В том числе они могут повлечь за собой и снижение успеваемости.
У ребёнка просто не останется моральных сил, чтобы тратить их на
учёбу.
Индивидуально-типологические
особенности детей и трудности обучения
Сила / слабость нервных
процессов — это способность / неспособность нервных клеток сохранять
нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и
тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно
действующему раздражителю. Таким образом, сила нервной системы характеризует её
выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. В свою
очередь, человек со слабой нервной системой отличается невысокой
работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним
раздражителям, высокой чувствительностью.
Подвижность / инертность нервных
процессов выражается в способности /´
неспособности быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и
наоборот. Соответственно, человека с инертной нервной системой характеризует
замедленное протекание нервных процессов.
Уравновешенность /
неуравновешенность означает одинаковую / разную выраженность возбудительного
и тормозного нервных процессов, их баланс / его отсутствие по силе и
подвижности.
Виды
учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной
системой
·
длительная
напряженная работа (как домашняя, так и на уроке);
·
слабый
быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее
усваивает материал;
·
ответственная,
требующая эмоционального, нервно-психического напряжения,
·
самостоятельная,
контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на неё отводится
ограниченное время;
·
ситуация,
когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного
ответа;
·
работа
в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного
ответа;
·
особо
следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям
учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
·
работа
после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
·
работа
в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос
другого´
учащегося);
·
работа
в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного
вида´
работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет
опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический
материал (карты, слайды, учебник), требует делать записи в тетради, отмечать на
карте, следить по учебнику и т. д.);
·
работа
в шумной, неспокойной обстановке;
·
работа
после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.
д.;
·
работа
под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
·
ситуация,
когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию
материал.
Учебные
ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертным типом
протекания нервных процессов
·
когда
учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам
решения;
·
когда
учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность
вопросов, обращенных к классу;
·
когда
время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной
оценкой;
·
когда
требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого
учащегося);
·
когда
требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на
другой;
·
когда
оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его
заучивания;
·
выполнение
заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Категории
учащихся, у которых возникают проблемы с успеваемостью
1. Дети с задержкой психического развития – это те, у которых по различным
причинам произошли отклонения от возрастных норм. Они с трудом выполняют
задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают
замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние
неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не
мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору,
драчливость.
2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех
неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология
беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают
различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных
микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к
условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых
этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию
школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных,
стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для
школы.
3. Функционально не созревшие дети. Они прилежно и добросовестно
учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые
месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся
беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль,
плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит
приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но
проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится
понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не
по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не
могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов,
тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо
успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто
болеют, пропускают занятия и в результате начинают
отставать.
4. Ослабленные дети. Среди детей, поступающих в первый
класс, практически здоровы только 20-30%, 30–35% первоклассников страдают
хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей
составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные
нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического
поражения коры головного мозга на разных этапах развития. Эти дети с трудом
приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли
напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний,
навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со
сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая
учебная мотивация). Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся
дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро
утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе
таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая
требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных
умений и навыков.
5.
Системно-отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные,
физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться
причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем
периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии.
Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов
нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности
развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу
системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных
системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям:
расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в
состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание,
не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на
отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только
то, что им нравится. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей
с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго
не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них
грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу
соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные
реакции существенно осложняют обстановку в классе.
6. Нестандартные дети. Среди них все те, кто “выпадает” по
различным причинам из средней школы: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды –
и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном
развитии.
Есть ещё одна группа нестандартных детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова
особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой
развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти
здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным
темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с
одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам.
Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё
хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе. К
нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно
возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не
дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей,
скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое
непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с
ними.
7. Депривированные семьей и школой дети. Значительная часть школьников
воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная
запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и
холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной
стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет
трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически
запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Это
рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них
возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя,
сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся
непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной
работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять
задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители,
плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют
строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее
задание, но в классе при ответе теряются, путаются.
Классификация
причин неуспеваемости и отставания представлена в работах многих исследователей.
Рассмотрим на примере Ю.З. Гильбуха:
Учителю важно заметить первые признаки отставания:
1.
Ученик
не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить
задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения.
2.
Ученик
не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал.
Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании
объяснения учителя.
3.
Ученик
не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает
дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении
задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу
для чтения.
4.
Ученик
не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется
напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при
решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию
задания для самостоятельной работы.
5.
Ученик
не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать
оценки своей работе, не контролирует себя.
6.
Ученик
не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило
оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их
порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки
проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе
более сложной деятельности.
7.
Ученик
не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может,
излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста,
построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при
постановке учащимся соответствующих вопросов.
Помощь отстающему или неуспевающему школьнику основана, прежде всего, на устранении причин его учебных трудностей. Одной из полезных книг для учителя начальных классов может стать пособие Локаловой Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику.
Ключевые
моменты в организации учебного процесса с неуспевающими (слабоуспевающими)
детьми
·
Для
усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать личностно – ориентированный подход
(обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня
сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех
этапах урока.
· Организовать
индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные
задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные
работы, творческие работы по выбору.
· На
уроках и дополнительных занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для
учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность
работать на уровне подсознания. В работе создаются ситуации успеха.
· При
опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у
доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
· Ученикам
задаются наводящие вопросы,
помогающие последовательно излагать материал.
· Периодически
проверяется усвоение
материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной
причине.
· В
ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
· В
процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами,
выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников
при затруднениях в усвоении нового материала.
· В
ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания,
направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных
работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых
усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их
устранения, оказывается помощь с
одновременным развитием самостоятельности в учении.
· При
организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания
по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке
выполнения домашних заданий, возможных затруднениях, предлагаются (при
необходимости) карточки- консультанты, даются задания по повторению материала,
который потребуется для изучения новой темы.
· Объем
домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузок.