Занятие 3. Оказание разных мер помощи учащимся на уроке и обучение в зоне ближайшего развития
ХОД
ЗАНЯТИЯ
I. Задания
на актуализацию имеющихся знаний
1.
Можно ли зону ближайшего развития и обучаемость считать
синонимами?
2.
Как определить зону ближайшего развития человека? Определите зону ближайшего
развития (возьмем интеллектуальное развитие) вашего соседа слева и
справа.
3.
Что такое чувствительность к помощи? Как она связана с обучаемостью и зоной
ближайшего развития?
4.
Если вам для решения логической задачки типа: «3, 6, 5, 10, 9, 18, 17,
?» требуется
подсказка (мера помощи) в виде фразы: «Как из 3 получили 6?», о какой
чувствительностик помощи можно говорить: маленькая, средняя,
большая? А если вам нужна дополнительная фраза к предыдушей: «А из 6-ти как получили пять? А
из 5-ти как получили 10?»
5.
Чувствительность к помощи может увеличиваться или уменьшаться или это врожденное
качество ума?
6.
Какая чувствительность к помощи
говорит о высокой обучаемости – большая или
маленькая?
7.
Какая мера помощи нужна человеку с маленькой чувствительностью к помощи –
большая или маленькая?
8.
Что значит – обучать в зоне ближайшего развития? Как это технически
возможно?
II.
Упражнения
на отработку умения видеть чужие ошибки в оказании мер
помощи.
Воспользуйтесь
заданиями практикума № 6. Укажите
высказывания студентов-стажеров, в которых грамотно оказана мера помощи ученику,
затруднявшемуся выполнить задание. Укажите, какая это мера помощи – слабая,
средняя, сильная. Исправьте те «подсказки» стажера, где помощь оказана
неграмотно. Ответ поясните.
III.
Упражнения на
отработку умений самостоятельно оказывать меры помощи ученикам, затрудняющихся
при выполнении учебных задач и упражнений.
Воспользуйтесь
заданиями практикума № 7. Предложите меры помощи ученикам, затрудняющимся в
выполнении и заданий или выполняющим их неправильно.
IV.
Микропреподавание.
Разработайте
фрагмент объяснения нового материала, используя принципы развивающего обучения:
опора на зону ближайшего развития ученика и организация сотрудничества на
уроке. Примеры действий, осваиваемых учениками представлены в файлах: для профиля «Начальное образование», «Музыкальное образование» и «Изобразительное искусство»
V.
Закрепление.
1.
Каким
правилом, касающимся оказания мер помощи, следует пользоваться, если вы видите
затруднение или ошибку ученика? Что дает это правило на уроке, кроме потери
времени?
2.
Каковы
принципы развивающего обучения?
3.
Как
инклюзивное образование связано с идеей обучения в зоне ближайшего
развития?