3.2. Психология педагогического общения

Общение – важнейшая категория психологии. Общение тесно связано с совместной деятельностью. Но общение может быть и просто ради общения. Например, фатическое общение – бессодержательное – когда вспомнили общих знакомых, поговорили о прошлом, убили время. Общение может быть ради него самого и в тех случаях, когда человеку хочется поделиться своим горем или радостью, чтобы просто чувствовать себя человеком.

3-2-liz.png

  Наличие аффективного (эмоционального) компонента общения и отличает его от деятельности.

 Профессиональное педагогическое общение также часто считают синонимом педагогической деятельности. Почему? Потому что это инструмент труда учителя учитель в своей деятельности. Вместе с тем цель педагогической деятельности намного шире, чем цель педагогического общения.3-2-celi.png

Общение в широком смысле выполняет три функции:

1. Обмен информацией (коммуникативная функция общения);

2. Воздействие на собеседника  и организация совместной деятельности (интерактивная функция общения);

3. Формирование образа другого человека для установления взаимоотношений (перцептивная функция общения).

Функции педагогического общения чуть шире, чем представленные функции общения как универсального явления человеческой жизни. В настоящее время Л.М. Митина отмечает такие функции педагогического общения: информационная (обмен информацией между учителем и учениками), социально-перцептивнная (стремление учителя понять личность ученика, его внутренний мир, мотивы поведения), самопрезентативная (самовыражение своей личности как педагога, так и учеников), интерактивная (обмен идеями, образами, действиями с целью воздействия на собеседника, управления им); аффективная функция (выражение своих эмоций для эмоциональной стимуляции и обеспечения комфорта в учебно-воспитательном процессе.

3-2-funksii.png

Педагогическое общение может осуществляться на разных уровнях.  А.Б. Добрович выделяет семьуровнейобщения, которые по сложности распределяются следующим образом: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. (http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-1822.htm#$p182).

3-2-ur-1.png

На этом уровне собеседник воспринимается как объект. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Если объект мешает, то его отталкивают, избавляются от него, ничего при этом не объясняя. Если собеседник нужен, то его используют ради своих целей, чтобы потом избавиться как от больше не нужного. На этом уровне открыто высказывается любое отношение к собеседнику, даже если это может его задеть: собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают этические и моральные нормы общения.

3-2-m1.png

Посмотрите случай в поезде: сценка из выступления команды КВН.

Примитивный уровень общения формирует особый тип – группового взаимодействия – примитивную группу, являющуюся «нижним полюсом» коммуникаций. В таких группах складывается иерархия, похожая на иерархию в сообществах животных: Главарь, Авторитет, Ведомые и Забитые. Главарь пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и безнаказанной агрессивности. Сила или хитрость дают ему возможность убирать или стравливать между собой потенциальных соперников. Члены группы не только боятся, но и чтут его как «хозяина», «кормильца». Главарь боится сговора недовольных и потому имеет своих «наушников», а также заботится, чтобы число недовольных не превышало число довольных.

3-2-ur-2.png

 

3-2-m2.png

 

Собеседники соблюдают нормы общения, но всё равно относятся друг к другу безразлично и не пытаются узнать друг друга как личностей. Собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций. Манипулятор пытается управлять свой жертвой, причём иногда бессознательно. Для манипулятора партнер по общению – это соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть. При этом понятие выигрыша чрезвычайно обширно. От банального материального до утонченного и невидимого даже для Манипулятора психологического выигрыша.

3-2-ur-3.png

3-2-m3.png

Формальное и поверхностное общение. На этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности.

3-2-ur-4.png

            Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвёртом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы. Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.

 

3-2-ur-5.png

Для этого уровня общения свойственны доброжелательность, тактичность, чувственность и чувствительность, забота и уступчивость. Чаще всего собеседники стараются показать себя с лучшей стороны и вызвать взаимное расположение друг к другу. Основа общения на этом уровне – симпатия к собеседнику.

3-2-m4.png

3-2-ur-6.png

Деловой уровень общенияотличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения. На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошёл бурный страстный период.

3-2-m6.png

3-2-ur-7.png

Мы иногда выражаемся «поговорить по душам», и это как раз о седьмом уровне. На нём общаются настоящие друзья и близкие родственники.

3-2-m 92.png

 

   Учитель, владеющий умениями общаться на разных уровнях, пользуется  самым тонким, эффективным и всегда современным  инструментом своего труда.

Вы скажете: «Какой там духовный или деловой уровень? Учитель весь урок манипулирует учениками, чтобы они хоть что-то делали! А уставшему учителю уже совсем все равно! »

Такое обывательское понимание не совсем верно. Да, урок – специфическая форма организации учебного процесса, и учителя, и ученики далеко не всегда приходят на урок как старые друзья или партнеры, готовые решать общие задачи. Но именно от учителя во многом  зависит, создаст ли он такую атмосферу или нет. Основными составляющими любого уровня общения на уроке всегда будут словесные воздействия на учеников. В зависимости от того, какого уровня воздействия использует учитель, он будет более склонен к высоким или низким уровням общения.

Исследование С.В. Кондратьевой, описанное А.А Реаном и Я.Л. Коломинским  показало, что стандартно на уроке  учитель использует в разном сочетании воздействия организующего типа, оценивающего и дисциплинирующего.

3-2-vozdestvia.png

     У учителей, которые на уроке умеют организовать общение на более высоком уровне, преобладают воздействия организующего типа. Это связано с тем, что организованная деятельность  учеников на уроке равна дисциплине, которую со временем сами ученики стараются поддерживать. Беспорядок возникает там, где изначально организации процесса не уделено достаточно времени. Кроме того, учитель с высоким уровнем общения использует примерно 17 – 20 воздействий, а учитель с низким уровнем – около 70. Это значит, что при высоком уровне общения учитель почти весь урок говорит сам. Кроме того, репертуар учителя с высоким уровнем общения богаче – около 34-х разнообразных воздействий, у учителя с низким уровнем – всего 24, поэтому последний выглядит более однообразным и назойливым.

С психологической точки зрения педагог выполняет множество ролей, осуществляя свою деятельность.

3-2-roli.png

 

Для их отличного исполнения огромную роль играют так называемые пристройки в общении или позиции Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Пристройки в общении  хорошо раскрыты с позиции идей режиссерской теории действий, разработанной последователем «системы Станиславского» П.М. Ершовым (П. М. Ершов, А. П. Ершова, В.М. Букатов «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя». – Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.)

Э. Берн разработал теорию трансактного анализа, согласно которому, вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих со состояний:

  Родитель;

  Взрослый;

  Ребёнок.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребёнка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий. Потребность в получении сценария заложена генетически и имеет общую природу с коллективным бессознательным.

Находясь вместе, два человека обязательно заговорят друг с другом (это и есть единица общения – фраза, слово, взгляд и т.п. – её Э. Берн называет трансакцией). Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» человека осуществило трансактную реакцию.

3-2- BERN.png

Трансактный анализ дает возможность проанализировать наше общение, увидеть ошибки, причины непонимания нас другими и других нами, устранить конфликты, возникающие при общении, снять напряжение при взаимодействии.

Однуту же фразу можно сказать с разных позиций в общении. При чем, как ниже показано: трансакции не пересекаются.

3-2-BERN-3.png

 

 

 

 

 

- Где книга? (Если говорится приказным тоном или, например, с расстановкой слов: «Где. Книга.»)

- Да, нынче никто нмчего не кладет на место! Такие врмена пошли!!

3-2-BERN-2.png

 

 

 

 

 

- Где книга?

- О чем речь? Тебе помочь найти книгу?

3-2-BERN-4.png

 

 

 

 

- Угадай, где книга?

- Не хочу я ничего угадывать! Отдай, это ты взял! (Или: «Сейчас я подойду к твоей голове и послушаю, о чем ты думаешь, и узнаю, куда ты спрятал книгу!»)

Если трансакции пересекаются, то общение прекращается или переходит на конфликтный уровень.

3-2-BERN-5.png

 

 

- Миша, останься после уроков и выполни то, что давно должен.

 - Сегодня я не останусь точно – у меня секция, а завтра сделаю.

3-2-BERN-6.png

 

 

 

 

- Миша, останься после уроков и выполни то, что давно должен.

- Сколько раз вам моя мама говорила, что я по средам не могу – у меня английский!

3-2-BERN-7.png

 

 

- Миша, останься после уроков и выполни то, что давно должен.

- Марьиванна, всем, кому должен, прощаю. Ничего никому не должен с 1-го января! Так что, увы!

В таблице ниже отражены варианты Эго-состояний

3-2-ego.png

Для экспресс-диагностики той позиции, которую собеседник проявляет в общении, можно использовать таблицу, которая показывает, как по использованным словам, выражению лица, особенностям голоса, жестам и позам тела предположить, какую Эго-позицию в настоящее время выражает собеседник.

3-2-ego-2.png

Для тех, кому интересно более подробно прочитать про теорию трансактного анализа, рекомендую книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди».

 

 Важно отметить, что выбор правильной позиции общения, учет ситуации обеспечивает его успех. Показателен пример, данный авторами учебника по «Социальной педагогической психологии» А.А. Реаном и Я.Л. Коломинским:

3-2-Rean.png

Важной характеристкой общения является его стиль. Стиль – категория показывающая особенное, неповторимое выполнение каких-либо действий, отражающая стержневые качества личности.

Известный советский педагог В.А. Кан-Калик в книге «Учителю о педагогическом общении»   предложил интересную классификацию стилей педагогического общения, в зависимости от личностно направленной позиции. Наиболее эффективные стили общения основаны на центрации на других людей. У таких педагогов  выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

Рассмотрим кратко эти  стили педагогического общения:

 1. Общение на основе высоких профессионально-этических установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Этот тип еще называют общением на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. Примером такого общения является педагогика А.С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили.

3. Общение-диалог предполагает сотрудничество на основе взаимного уважения.

4. Общение-дистанция относится к достаточно распространенным стилям педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

5. Общение-устрашение – это негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя. К сожалению, часто к этому стилю прибегают молодые, начинающие преподаватели, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. В результате происходит полное разрушение творческой деятельности, ограничивается творческий поиск, часто также наблюдается практически полная потеря интереса обучающихся к предмету, отсутствует положительная мотивация.

6. Общение-заигрывание часто характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Подчеркивается стремление завоевать дешевый, ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, но доминирует один из них.

Учителю не помешает знать некоторые правила, которые кажутся очевидными, но выполнение которых гарантирует высокую эффективность общения. Правила предложены еще в 1936 году Дейл Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (краткое содержание).  

3-2-k-1.png

3-2-k-2.png

3-2-k-3.png

TurboSite