Занятие 10. Работа учителя с отстающими и неуспевающими школьниками.

 

Цель занятия – отработать навыки диагностики причин отставания учащихся и планирования работы по оказанию помощи.

Опорные понятия: неуспеваемость, отставание, причины отставания/неуспеваемости.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.         Упражнения на актуализацию имеющихся знаний:

Упражнение 1. Чем отставание отличается от неуспеваемости?

Упражнение 2. Какие причины отставания относят к внешним, а какие к внутренним?

Упражнение 3. У каких категорий учащихся более вероятно могут  возникнуть проблемы с успеваемостью?

 

II.Задания на отработку умения проводить анализ причин отставания  учеников

 

    Задание 1. Заполните таблицу ниже:

Возможная причина отставания/неуспеваемости

Способ диагностики (название диагностической методики)

Ресурс

Пробелы в  знаниях неуспевающего школьника

 

 

Отсутствие  значимых содержательных  мотивов учения  школьника

 

 

Слабо развита такая операция мышления как  обобщение.

 

 

Маленький объем логической (смысловой) памяти

 

 

Низкий  уровень концентрации и устойчивости внимания

 

 

Несформированность  приемов учебной деятельности (например, умения действовать в работе по правилу)

 

 

 

Задание 2. В книге Локаловой Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику» содержатся следующие материалы по оценке причин отставания по русскому языку у младших школьников и способов их диагностики. Ознакомьтесь с каждой из методик, представленных в 3-й графе таблицы. Проведите диагностику в парах. Охарактеризуйте предложенные методики.

 

 

III.           Упражнения на отработку умения проводить работу с отстающими учениками:

Упражнение 1. Опробуйте в парах  задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания и восприятия. Подберите в сети Интернет и периодической литературе доступные  вам методики (это могут быть задания, представленные в учебниках или рабочих тетрадях, это могут оригинальные задания, придуманные вами или увиденные где-то. Как вариант: задания, представленные ниже).

Задание «Самое главное» (укажите цель этого задания для учеников). Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Задание «Пересказ по кругу» (укажите цель этого задания для учеников). Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Задания учебного содержания с психологическим смыслом:

1.       На развитие сравнения:

А. Найдите общее и различное в словах: автомобиль, гараж, воробьи, грачи, скатерть, женщина, река, лестница.

Б. Сравни слова гриб и ваза по числу букв, числу слогов, начальной букве.

В. Подумай, что общего в словах: нож, морж, ковш? А в этих словах: ночь, речь, течь?

 

2.       На сочетание операций анализа и синтеза:.

А. Назови предметы круглой формы и запиши названия.

Б. Назови предметы зеленого цвета, красного, деревянные.

В. Найди лишнее слово: книга, портфель, чемодан, сумка, дед, мама, учитель, папа. Объясни, почему оно лишнее.

Г. Составь слова из рассыпанных букв, исключи лишнее слово: Аалтерк, кожал, дмончеа, шкаач (ответ: лишнее слово – чемодан. Оставшиеся слова: чашка, ложка, тарелка).

 

3. На выполнение операций сравнения и обобщения:

А. Отгадай загадку и слово-отгадку просклоняй:

без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер).

Б. Подбери слово или словосочетание с общим значением:

картофель, огурец, помидор –​ ...(овощи);

А, О, У, Ы – ... (гласные буквы).

В. Продолжи предложения:

Грабли, лопата – это….

Тарелка, ложка – это….

 

4. На развитие классификации:

Раздели слова на две группы: Земля, книга, Петя, река, слива, лиса, трава, зола, дядя.

 

Упражнение 2. Придумайте аналогичные задания для развития памяти, внимания и мышления учеников с помощью учебного материала на других предметах (для образца можете воспользоваться приемами, представленными здесь: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/33698).

 

IV. Закрепление:

1.                По каким признакам вы отличите отстающего ученика от нормально успевающего?

2.                Какие причины отставания  в первую очередь вы станете выяснять?

3.                Как целесообразно использовать развивающий материал (игры и задания по развитию познавательных процессов) на уроке?

TurboSite