Занятие 10. Работа учителя с отстающими и неуспевающими школьниками.
Цель
занятия – отработать
навыки диагностики причин отставания учащихся и планирования работы по оказанию
помощи.
Опорные
понятия:
неуспеваемость, отставание, причины отставания/неуспеваемости.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Упражнения
на актуализацию имеющихся знаний:
Упражнение
1. Чем
отставание отличается от неуспеваемости?
Упражнение
2. Какие
причины отставания относят к внешним, а какие к
внутренним?
Упражнение
3. У каких категорий учащихся более вероятно могут возникнуть проблемы с
успеваемостью?
II.Задания на отработку умения проводить анализ причин отставания учеников
Задание 1.
Заполните
таблицу ниже:
Возможная
причина отставания/неуспеваемости |
Способ
диагностики (название диагностической
методики) |
Ресурс |
Пробелы в знаниях неуспевающего
школьника |
|
|
Отсутствие значимых содержательных мотивов учения школьника |
|
|
Слабо развита такая операция
мышления как обобщение. |
|
|
Маленький объем логической
(смысловой) памяти |
|
|
Низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания |
|
|
Несформированность приемов учебной деятельности (например, умения действовать в работе по правилу) |
|
|
Задание
2. В
книге Локаловой Н.П. «Как помочь
слабоуспевающему школьнику» содержатся следующие материалы по оценке причин
отставания по русскому языку у младших школьников и способов их диагностики.
Ознакомьтесь с каждой из методик, представленных в 3-й графе таблицы. Проведите диагностику в парах.
Охарактеризуйте предложенные методики.
III.
Упражнения
на отработку умения проводить работу с отстающими
учениками:
Упражнение
1. Опробуйте в парах задания, направленные на развитие
мышления, памяти, внимания и восприятия. Подберите в сети Интернет и
периодической литературе доступные
вам методики (это могут быть задания, представленные в учебниках или рабочих тетрадях, это могут оригинальные задания, придуманные вами или увиденные где-то. Как вариант: задания, представленные ниже).
Задание
«Самое главное»
(укажите цель
этого задания для учеников).
Учащиеся быстро и внимательно читают
учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и
охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом – одной фразой,
а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В
конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются
самые точные и лучшие ответы.
Задание «Пересказ по кругу» (укажите цель этого задания для учеников). Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Задания
учебного содержания с психологическим смыслом:
1.
На
развитие сравнения:
А.
Найдите общее и
различное в словах: автомобиль, гараж, воробьи, грачи, скатерть, женщина, река,
лестница.
Б. Сравни слова гриб и ваза по числу
букв, числу слогов, начальной букве.
В. Подумай, что общего в словах: нож, морж, ковш? А в этих словах: ночь, речь, течь?
2.
На сочетание операций анализа и
синтеза:.
А. Назови предметы круглой формы и
запиши названия.
Б. Назови предметы зеленого цвета,
красного, деревянные.
В. Найди лишнее слово: книга,
портфель, чемодан, сумка, дед, мама, учитель, папа. Объясни, почему оно лишнее.
Г. Составь слова из рассыпанных букв, исключи лишнее слово: Аалтерк, кожал, дмончеа, шкаач (ответ: лишнее слово – чемодан. Оставшиеся слова: чашка, ложка, тарелка).
3. На выполнение операций сравнения и
обобщения:
А. Отгадай загадку и слово-отгадку
просклоняй:
без рук, без ног, а ворота отворяет
(ветер).
Б. Подбери слово или словосочетание с
общим значением:
картофель, огурец,
помидор – ...(овощи);
А, О, У, Ы – ... (гласные
буквы).
В. Продолжи
предложения:
Грабли,
лопата – это….
Тарелка, ложка – это….
4. На развитие
классификации:
Раздели слова на две
группы: Земля, книга, Петя, река, слива,
лиса, трава, зола, дядя.
Упражнение 2. Придумайте аналогичные задания для
развития памяти, внимания и мышления учеников с помощью учебного материала на
других предметах (для образца можете воспользоваться приемами, представленными
здесь: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/33698).
IV.
Закрепление:
1.
По каким
признакам вы отличите отстающего ученика от нормально
успевающего?
2.
Какие
причины отставания в первую очередь
вы станете выяснять?
3.
Как
целесообразно использовать развивающий материал (игры и задания по развитию
познавательных процессов) на уроке?