2.6. Характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Когда поведение человека отклоняется от принятых в данном обществе в данное время норм, то говорят об отклоняющемся поведении. (Ералаш «Дурное влияние»)

 В литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом «девиантное» поведение. Существуют две точки зрения при рассмотрении понятия «девиантное поведение». Первая ‒ с позиции медицинской нормы на оси «здоровье ‒ предболезнь ‒ болезнь». Вторая ‒ отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация ‒ дезадаптация ‒ изоляция». Необходимо учитывать обе точки зрения, поскольку понятие «отклоняющееся поведение» носит междисциплинарный характер и является предметом изучения в психологии, медицине, педагогике, социологии.

 Для обозначения неблагополучного развития личности в психолого-педагогической литературе используется большое количество различных понятий. Это и «трудный» школьник, и «трудновоспитуемый», и «педагогически запущенный», и «с отклоняющимся поведением», и «с низким уровнем нравственной воспитанности», и «с девиантным поведением». Этот ряд мог бы быть продолжен, поскольку согласованности в определении понятий пока в научной литературе нет.

Одна группа исследователей (А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.В. Янкина и др.) считают, что трудновоспитуемость – более широкое понятие, а педагогическая запущенность является ее предпосылкой и компонентом. В.Ф. Шевчук, характеризуя понятие «трудные учащиеся», отмечает, что им обозначают тех детей, которые вызывают у взрослых трудности в общении, либо являются «неудобными» в общении в силу своих психологических особенностей или профессиональной некомпетентности самого педагога.

 Некоторые авторы (Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, М.В. Карпова, А.И. Кочетов В.Г. Сенько и др.) склонны отождествлять понятия «трудный» и «педагогически запущенный». Так, А.И. Кочетов подчеркивает, что термин «трудный» указывает прежде всего на сложность педагогической работы с данной категорией детей, а термин «педагогически запущенный» - на истоки происхождения этих трудностей. Таким образом, «трудный» - это, прежде всего, педагогически запущенный ребенок, в воспитании которого были допущены педагогические ошибки.

В.Г. Степанов выделяет три признака, составляющих понятие «трудные дети»: 1)отклоняющееся от нормы поведение, 2) сложность коррекции нарушений поведения; 3) необходимость индивидуального подхода, определяя отклоняющееся поведение как признак «трудности» ребенка:

В.Ф. Шевчук, который использует понятие «отклоняющееся поведение», включающее все возможные отклонения в поведении учащихся, выделяет две составляющие – общественно опасные (преступления и правонарушения) и вызывающие неудобство в процессе взаимоотношений (озорство, шалости). Кроме того, автор отмечает, что отклоняющееся поведение характеризуется неоднозначностью признаков, что обнаруживается уже в обозначении учащихся с такими признаками поведения (социально заброшенные, запущенные, трудновоспитуемые, с противонормным или аномальным поведением).

Е.В. Змановская определяет отклоняющееся поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».

Таким образом, в детском возрасте все вышеперечисленные отклонения от норм поведения могут быть определены понятием «отклоняющееся поведение», являющимся обобщенным и используемым для обозначения комплекса признаков, указывающих на неблагополучие в развитии личности.

К специфическим особенностям отклоняющегося поведения относят:

· несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам;

· способность вызвать негативную оценку со стороны социума;

· нанесение реального ущерба самой личности или окружающим людям; · систематический характер;

· согласованность с общей направленностью личности;

· сочетание с различными проявлениями социальной дезадаптации личности.

 

Отклоняющееся поведение противоположно нормальному. Действуя, человек нарушает существующие социальные нормы.

2-6-otkl-1.png

 На самом деле, индивиды с полностью конформным поведением встречаются достаточно редко. Вспомним, что конформным называют поведение, соответствующее ожиданиям группы. Практически все мы время от времени поступаем не так, как следовало бы, по мнению окружающих. То есть каждый из нас – кто чаще, кто реже – выступает в качестве девианта.

2-6-otkl-2.png

Отклоняющееся поведение 1) наносит реальный ущерб, 2) вызывает негативную оценку со стороны других людей, 3) приводит к применению социальных санкций – и есть девиантное. Косвенными признаками девиантного поведения являются личностнеые характеристики: 1) человек плохо ориентируются в социальном контексте ситуации, 2) хуже своих просоциальных сверстников планируют своё поведение и оценивают его последствия, 3) чаще «реактивен», регуляция его деятельности в плане сознания недостаточна.

Девиантное поведение многократно или на протяжении длительного времени повторяется.

Девиантное поведение приводит к социальной дезадаптации. Приставка «де-» придаёт слову обратное значение. Вспомним, что адаптация – приспособление кого-либо или чего-либо к сложившимся условиям существования. Дезадаптация – частичная или полная утрата способности приспосабливаться. Девиант выбивается из социума. Он приспособлен к нормальному существованию лишь в той социальной группе, где его поведение считается нормальным.

Если индивид однократно нарушает какую-либо социальную норму, он ещё не девиант. Нарушение может быть вызвано случайным стечением обстоятельств. Человек может признавать такое поведение неправильным и стремиться избежать повторения чего-то подобного.

В связи с этим стоит помнить и ещё об одной интересной вещи. Социальные нормы вырабатываются обществом и меняются вместе с ним. То, что считалось девиантным на одном этапе развития, может стать нормальным на другом. Например, в Советском Союзе стремление к личному обогащению осуждалось. Предпринимательство – спекуляция, «теневой» бизнес – преступление. В условиях рыночной экономики – это вполне нормальная и даже одобряемая деятельность. Лишь бы способы повышения своего благосостояния не противоречили закону.

Рэй Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту»  предсказывает, что девиантным может стать любовь к чтению. Те, кто продолжает читать книги, превращаются в изгоев. В обществе, описанном Джорджем Оруэлом в романе «1984», девиантны любые близкие личные отношения. А у Евгения Замятина (роман «Мы») человек, способный любить других и мыслить отвлечённо, рассуждать, философствовать, – опасный девиант.

Существует множество вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы поведенческих девиаций:

1) негативные (употребление наркотиков, токсических веществ, медикаментозных препаратов и др.),

2) позитивные (социальное творчество, художественное творчество, научное творчество и др.);

3) социально-нейтральные (попрошайничество, создание политических партий и общественных организаций, туризм и др.).

С.А. Беличева выделяет докриминогенный уровень и криминогенные проявления, дифференцируя социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности (корыстной направленности, агрессивной ориентации и социальнопассивного типа).

Е.В. Змановская все виды отклоняющегося поведения делит на антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное (относительно деструктивное) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное), исходя из направленности на себя или на других.

 Ц.П. Короленко и Т.А. Донских поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности.

Обобщенная классификация отклоняющихся форм поведения представлена Н.В. Майсак, которая выделяет их, характеризуя по степени социальной одобряемости:

1. Конструктивное (художественное, научное, техническое, организационное, компьютерное творчество).

2. Аутодеструктивное:

·     аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость);

·     суицидальное (парасуицидальное и суицид).

3. Внешнедеструктивное:

·     противоправное (административные правонарушения, делинквентное, криминальное);

·     коммуникативные девиации.

2-6-vidi.png

Поскольку классификаций отклоняющегося поведения по разным основаниям очень много, то педагогу целесообразно выбрать наиболее ему понятную.

Мы рекомендуем классификация, представленную в пособии В.Д. Менеделевич

2-6-vidi-2.png

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЕ

АДДИКТИВНОЕ

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ

НА БАЗЕ ГИПЕРСПОСОБНОСТЕЙ

       Эта классификация основана на анализе взаимодействия человека с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы – адаптивность – исходит из приспособления (адаптивности) по отношению к чему-то и кому-то, то есть реальному окружению индивида. При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении.

 2-6-delinkv.png

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ представляет уголовно наказуемое деяние, но относится скорее к проступку, чем к преступлению. Различие делинквентного и криминального поведения коренится не в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность (деликты могут совершать и взрослые, и даже пожилые люди), а в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. Используя образное выражение Е. Анчел, к делинквентному поведению можно отнести «преступные действия, намерения которых были невинными».

 2-6-zavis.png

 

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости у человека:

 1) неспособность принимать решения без советов других людей;

2) готовность позволять другим принимать важные для него решения;

3) готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;

4) затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;

5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;

6) плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;

7) ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

8) охваченность страхом быть отвергнутым;

9) легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

 2-6-aksent.png

Под ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИМ типом девиантного ПОВЕДЕНИЯ понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

 2-6-psixopat.png

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах — проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств.

 2-6-ansht.png 

Особым типом отклоняющегося поведения считают ДЕВИАЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ГИПЕРСПОСОБНОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА. Как выходящие за рамки обычного, нормального рассматривают способности, которые значительно превышают среднестатистические. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается нередко неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он не способен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство с реальностью, при аддиктивном – уход от реальности, при патохарактерологическом и психопатологическом – болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями, – игнорирование реальности. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

 

Если рассмамтривать девиантное поведение с более широких позиций, то в рамках разных наук сложжились несколько различающиеся основания:

1. Социальный подход подразумевает рассмотрение поведения как опасного для окружения

2. Гендерный используется при нарушении гендерных ролей.

3. Психологический подход используют в случае, если наблюдается личностный конфликт индивида, а также полная деградация и саморазрушение.

4. Возрастной тип предполагается в случае, когда действия индивида не соответствуют его реальному возрасту.

5. Психиатрический подход рассматривается в случае, когда поведение может говорить о психических расстройствах.

6. Этнокультурный — нарушение правил поведения в рамках отдельного общества и типа культуры.

Причины отклоняющегося поведения учащихся

Причины, вызывающие отклонения в поведении ребёнка, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития ученика, специфика окружающей среды.

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

1. Теория физических типов утверждает, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

То есть некоторые люди рождаются со склонностью к совершению преступлений, и ничего с этим сделать нельзя. Единственное, их можно распознать ещё до того момента, как они нарушат закон. Их выдадут особенности физического строения. Какие именно? Например, слишком маленький или слишком большой рост, маленькая голова или большое лицо, низкий и наклонный лоб, большие выступающие уши или очень выпуклые ноздри, челюсть, выдающаяся вперёд, слишком тонкие пальцы, пониженная чувствительность к боли. Если эти или другие, названные Ломброзо, признаки у человека есть – значит он должен быть под пристальным вниманием правоохранителей и, возможно, совершение преступления удастся предотвратить.

Но предположения Ломброзо не выдержали проверки практикой. Были проведены сравнительные исследования, объектами которых явились заключённые, студенты, военнослужащие и учителя колледжей. Никаких статистически значимых различий между ними выявить не удалось.

2-6-lombrozo.png

Музей криминальной антропологии имени Чезаре Ломброзо (г. Турин, Италия)

Американский последователь Ломброзо психолог и врач Уильям Шелдон связал склонность к девиации со строением тела человека.

У. Шелдон выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). У. Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов.

 2. В основе психоаналитической теории отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. По мнению З. Фрейда, люди по существу антисоциальны. В силу своей биологии они наделены эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, к разрушению. Эти влечения вступают в конфликт с требованиями социальной среды. Чтобы обеспечить выживание в обществе, люди сами должны контролировать или перенаправлять в другое русло свои влечения.

В психодинамических теориях девиантное (криминальное) поведение объясняется преимущественно недостаточным формированием или функционированием Супер-эго на той или иной стадии психосексуального развития.

2-6-freid.png

3. Теория культурного переноса девиации,  в частности теория подражания (Г. Тарда).

Люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой Многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т. е. – чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом.

 Причины девиантного поведения

1) биологические особенности нарушителей норм;

2) аддикция, т. е. со стремление избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта;

3) социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии – отсутствия норм (Э. Дюркгейм);

4)  не отсутствие норм, а невозможность им следовать;

5) снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей и маргинализация;

6) зараженность плохими нормами духовной культуры во время общения на улице, в результате случайных знакомств;

7) распространение различного рода социальных патологий (рост психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшение генетического фонда населения);

8) бродяжничество и попрошайничество (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы);

9) социальное неравенство.

Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают моральное право на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Богатые получают моральное право на девиантное поведение по отношению к остальным в особых правах – нарушение правил дорожного движения, норм общения. Кроме того, социальные (в том числе войны), техногенные и природные катаклизмы нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.

 2-6-prichini.png

Для тех кому интересно познакомиться с классификацией и особенностями расстройств личности, на грани психопатологии, рекомендую послушать цикл лекций коллег из БФУ им. И.Канта

TurboSite