3.4. Профессиональные деформации учителя, способы профилактики и коррекции
Все педагоги любого уровня в той или иной степени, на любой стадии профессионального становления (профессиональной адаптации, профессионализации или профессионального мастерства) подвержены профессиональной деформации. С одной стороны, это обусловлено тем, что в образовании происходят глобальные изменения, которые требуют от педагога огромных усилий в изменении педагогического мышления. Это выражается в увеличении объема работы, с которым педагоги справляются с трудом, иногда в ущерб своему здоровью. С другой стороны, многие его ресурсные возможности остаются невостребованными, так как выполнение конкретных видов труда не требует развития многообразных качеств и способностей личности. Поэтому отдельные профессионально значимые качества личности с годами трансформируются в профессионально нежелательные. В итоге у педагога проявляются педагогические деформации поведенческого, личностного и личностно-поведенческого характера (Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога // АНИ. Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)).
Критериями
и показателями профессиональной деформации выступают:
✔мотивационный компонент (устойчивость
осознанной профессиональной мотивации, удовлетворенность трудом воспитателя,
желание заниматься своей профессиональной деятельностью);
✔когнитивный
компонент
(осознанность стремления к саморазвитию, желание достижения высоких
профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой
профессиональных деформаций);
✔поведенческий
компонент (владение навыками саморегуляции, отсутствие симптомов эмоционального
выгорания, отсутствие в поведении авторитарности, ригидности, некритичности как
основных предпосылок формирования профессиональной
деформации).
Видами
деформаций
являются:
1. Должностная деформация
– стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному
мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, отсутствие самокритичности,
уверенность, что собственное мнение единственно правильное).
2. Коммуникативная деформация. К
этой группе относятся:
✔
высокий
уровень конформизма –
безоговорочно перенимаются принятые в организации модели
поведения;
✔
конфронтационный
тип
– направлен на дезорганизацию системы учебной коммуникации;
✔
агрессивно-конфликтный
тип
–срывает логику общения посредством интенсивной постановки провоцирующих
лектора вопросов;
✔
коммуникативно-нейтральный
тип
– демонстрируюет отсутствие интереса к теме общения;
✔
экспансивный тип
– утверждаетй необходимость особого к себе отношения в учебном общении;
✔ отчужденный тип – интеллектуально не включается в общение) (Классификация дана по работе Погодиной Е.К. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
3. Изменения личностных качеств. К этой группе относятся:
✔
авторитарность
– проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном
осуществлении управленческих функций;
✔
демонстративность
– проявляется в стремлении быть на виду, проявить себя;
✔
дидактичность
– выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной
работе – в нравоучениях и назиданиях;
✔
доминантность
– обусловлена выполнением педагогом властных функций;
✔
педагогическая
агрессия
– проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в
требовании безоговорочного подчинения педагогу;
✔
педагогическая
индифферентность
– характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных
особенностей учащихся, развивается вследствие эмоциональной усталости и
отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися;
✔
социальное
лицемерие
– обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и
взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения;
✔
информационная
пассивность
– проявляется в нежелании совершенствования навыков работы и повышения своей
информационной культуры;
✔
выученная
беспомощность
– формируется тогда, когда субъект убеждается, что неприятная ситуация, в которой
он оказался, совершенно не зависит от его поведения и усилий.
4. Профессиональная
деградация
(личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально
несостоятельной).
Стадиями
профессиональных деформаций считаются следующие:
1. Эмоциональное истощение – это
снижение эмоционального фона. На
этой стадии проявляются симптомы
переживания психотравмирующих обстоятельств: неудовлетворенности собой,
загнанности в клетку, тревоги и депрессии.
2. Деперсонализация – это циничное
отношение к труду и объектам своего труда. На этой стадии симптомами становятся:
симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования,
эмоционально-нравственный дезориентации, расширения сферы экономии эмоций,
редукции профессиональных обязанностей,
симптом «эмоционального дефицита»,
эмоциональной отстранённости, личностной отстранённости, или
деперсонализации, психосоматических и психовегетативных
нарушений.
3. Редукция личных достижений – это
утрата профессиональных ценностей. На этой стадии учитель занижает свои успехи и
достижения, негативно себя оценивает и преуменьшает собственное достоинство. В
наиболее усугубленных случаях человеку может казаться, что он всегда не то
делал, выбрал не ту профессию, ничего в этой жизни не достиг, и выхода не
видит.
Способы
профилактики профессиональных деформаций
педагога банальны и очевидны, но эффективны:
✔ Поддержка
творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения»
✔ Привлечение
профессионально успешных педагогов к участию в педагогических чтениях, конференциях,
выступлениях, в конкурсе «Учитель года», показу открытых
мероприятий, наставничеству.
✔ Совместные
вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы,
праздники и дни рождения.
✔ Непрерывное
психолого-педагогическое образование педагога, повышение его
квалификации.
✔ Диагностика
личностных особенностей и особенностей проявления синдрома эмоционального
выгорания педагогов.
✔ Организация
работы творческих групп.
✔ Проведение
семинаров-тренингов: коммуникативные игры, обучение способам саморегуляции,
профессиональный рост.
Несмотря
на то что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования
различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики
вполне вероятно её успешное преодоление.