3.4. Профессиональные деформации учителя, способы профилактики и коррекции

Все педагоги любого уровня в той или иной степени, на любой стадии профессионального становления (профессиональной адаптации, профессионализации или профессионального мастерства) подвержены профессиональной деформации. С одной стороны, это обусловлено тем, что в образовании происходят глобальные изменения, которые требуют от педагога огромных усилий в изменении педагогического мышления. Это выражается в увеличении объема работы, с которым педагоги справляются с трудом, иногда в ущерб своему здоровью. С другой стороны, многие его ресурсные возможности остаются невостребованными, так как выполнение конкретных видов труда не требует развития многообразных качеств и способностей личности. Поэтому отдельные профессионально значимые качества личности с годами трансформируются в профессионально нежелательные. В итоге у педагога проявляются педагогические деформации поведенческого, личностного и личностно-поведенческого характера (Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога // АНИ. Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)).

Критериями и показателями профессиональной деформации выступают:

мотивационный компонент (устойчивость осознанной профессиональной мотивации, удовлетворенность трудом воспитателя, желание заниматься своей профессиональной деятельностью);

когнитивный компонент (осознанность стремления к саморазвитию, желание достижения высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций);

поведенческий компонент (владение навыками саморегуляции, отсутствие симптомов эмоционального выгорания, отсутствие в поведении авторитарности, ригидности, некритичности как основных предпосылок формирования профессиональной деформации).


Видами деформаций являются:


1. Должностная деформация – стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, отсутствие самокритичности, уверенность, что собственное мнение единственно правильное).

2. Коммуникативная деформация. К этой группе относятся:

  высокий уровень конформизма – безоговорочно перенимаются принятые в организации модели поведения;

конфронтационный тип – направлен на дезорганизацию системы учебной коммуникации;

агрессивно-конфликтный тип –срывает логику общения посредством интенсивной постановки провоцирующих лектора вопросов;

коммуникативно-нейтральный тип – демонстрируюет отсутствие интереса к теме общения;

экспансивный  тип – утверждаетй необходимость особого к себе отношения в учебном общении;

отчужденный тип – интеллектуально не включается в общение) (Классификация дана по работе Погодиной Е.К. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

3. Изменения личностных качеств. К этой группе относятся:

  авторитарность – проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций;

  демонстративность –​ проявляется в стремлении быть на виду, проявить себя;

  дидактичность –​ выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучениях и назиданиях;

  доминантность – обусловлена выполнением педагогом властных функций;

  педагогическая агрессия –​ проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в требовании безоговорочного подчинения педагогу;

  педагогическая индифферентность – характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, развивается вследствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися;

  социальное лицемерие –​ обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения;

  информационная пассивность –​ проявляется в нежелании совершенствования навыков работы и повышения своей информационной культуры;

  выученная беспомощность – формируется тогда, когда субъект убеждается, что неприятная ситуация, в которой он оказался, совершенно не зависит от его поведения и усилий.

4. Профессиональная деградация (личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной).

Стадиями профессиональных деформаций считаются следующие:
1. Эмоциональное истощение – это снижение эмоционального фона.  На этой стадии  проявляются симптомы переживания психотравмирующих обстоятельств: неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии.

2. Деперсонализация – это циничное отношение к труду и объектам своего труда. На этой стадии симптомами становятся: симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственный дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, симптом «эмоционального дефицита», эмоциональной отстранённости, личностной отстранённости, или деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений.

3. Редукция личных достижений – это утрата профессиональных ценностей. На этой стадии учитель занижает свои успехи и достижения, негативно себя оценивает и преуменьшает собственное достоинство. В наиболее усугубленных случаях человеку может казаться, что он всегда не то делал, выбрал не ту профессию, ничего в этой жизни не достиг, и выхода не видит.

Способы профилактики профессиональных деформаций педагога банальны и очевидны, но эффективны:

✔ Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения,  рейтинг «Профессиональные достижения»

✔ Привлечение профессионально успешных педагогов к участию в  педагогических чтениях, конференциях, выступлениях, в конкурсе «Учитель года», показу открытых мероприятий, наставничеству.

✔ Совместные вечера и отдых, поездки с детьми,  участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения. 

✔ Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации.

✔ Диагностика личностных особенностей и особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов.

✔ Организация работы творческих групп.

✔ Проведение семинаров-тренингов: коммуникативные игры, обучение способам саморегуляции, профессиональный рост.

3-4-prof.png

Несмотря на то что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики вполне вероятно её успешное преодоление.

 

TurboSite