2.4. Поощрение и наказание: условия эффективного применения в работе учителя
Михаил Ватутин. «Воспитатель». 1892 г.
Методы поощрения и наказания считаются самыми древними в воспитании. И самыми примитивными, рассчитанными на слабо развитую личность. Это методы из арсенала насильственной парадигмы воспитания. Как и вся насильственная парадигма, они дают эффект мгновенно, но не долгосрочно.
Чтобы
эти методы работали^
1)
их
надо использовать постоянно, увеличивая при этом ставки (как
обещанное вознаграждение – поощрение, так и ужасы
наказания);
2)
поведение
воспитуемого
(дрессируемого) должно постоянно
контролироваться извне, иначе при ослаблении или отсутствии контроля
воспитанник становится полностью неуправляемым.
Все
виды наказаний можно условно разделить на две группы:
·
основанные
на лишении положительных эмоций, в частности любви (сепарационные
наказания);
·
основанные
на болевом ощущении, на том, что страх перед болевым воздействием не позволит
воспитуемому повторно совершить нежелательные действия.
Первая форма наказания, основанная, например, на боязни потерять любовь, рассчитана на существование любви между родителями (воспитателями) и детьми. Ребенок при этом должен почувствовать, что ему есть что терять. Таким образом, применять наказание, основанное на боязни потерять это чувство, может только тот воспитатель, кого ребенок любит, любовь которого он хочет сохранить, а ее утрата может причинить ребенку серьезную боль, расстройство. Если же такая взаимная любовь отсутствует, наказания этого рода будут неэффективными.
Что же касается физического наказания, то здесь дело обстоит значительно проще. Все люди боятся боли, хотя одни признаются в этом, а другие – нет. Физическими наказаниями, в особенности сильными, можно оказывать определенное влияние на кого угодно. Вопрос лишь в том, можно ли это называть воспитанием. Это скорее дрессировка.
Сильными
физическими наказаниями, например, любое животное можно приучить к какому угодно
поведению, этим люди занимаются с древних времен, более того, таким же образом
нередко дрессируют и детей. Сильное физическое наказание всегда или почти
всегда позволяет достичь непосредственной цели. Если мы хотим, чтобы ребенок
чего-то не делал, при помощи сильного физического наказания мы, безусловно,
добьемся этого, по крайней мере на некоторое время.
Сильное
и постоянно повторяющееся наказание
тесно связано с таким феноменом, который в психологии получил название
«выученная беспомощность». Непосредственно синдром выученной беспомощности
открыл Мартин Селингман в 1966 году. Это была случайность. Ученый планировал
повторить эксперимент, связанный с условными рефлексами у собак. В отличие от
русского физиолога, нобелевского лауреата И.П. Павлова, он использовал не еду,
а удары током.
Животных
разделили на три группы. Их всех помещали в специальные будки, в которых по полу
пускали болезненный, но не смертельный электрический разряд. В первой группе
собаки могли отключить подачу электричества, нажав носом на специальную панель
на одной из стенок. Во второй животные не получали удар только тогда, когда его
отключали в первой. Третья группа вообще не подвергалась болевым
воздействиям.
После
64 разрядов со средним интервалом в 90 секунд зверей из всех групп
поместили в камеру с перегородкой, через которую они могли перепрыгнуть. По
одной половине этой камеры пускали ток и следили за реакцией собак.
Животные из первой и третьей групп перепрыгивали на противоположную сторону. А
вот большая часть собак из второй группы (которые не контролировали удары током
на первом этапе эксперимента) ложились на пол и, скуля, переносили всё более и
более сильные разряды.
Согласно
концепции Селигмана, существуют три
источника формирования выученной беспомощности:
1.
Опыт
переживания неблагоприятных событий.
2.
Опыт
наблюдения за беспомощными людьми.
3.
Отсутствие самостоятельности в
детстве.
Похожий
эксперимент провел Юлиус Куль. Только на этот раз подопытными были не животные,
а люди. На занятиях он дал студентам задачу, у которой не было ответа.
Естественно, испытуемые не смогли ее решить. Они нервничали, испытывали тревогу
и отчаяние. И даже когда в конце Куль дал задачу с ответом, они не справились с
заданием.
Постоянные
стрессы, неурядицы, обстоятельства, которые никак нельзя изменить, настолько
угнетают человека, что он проявляет пассивность даже в более благоприятных
условиях. Согласно теории выученной беспомощности, у него развивается стойкая
убежденность в собственной неполноценности, беспомощности.
Получается,
выученная беспомощность характеризуется
тем, что индивид с необходимыми ему ресурсами не верит в себя и свою
состоятельность, опираясь при этом на негативный опыт прошлого.
Посмотрите
на фразы-признаки выученной беспомощности
(Источник: https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/sindrom-vyuchennoj-bespomoshhnosti).
Хотя бы две из них, которые ваши самые любимые и которые вы часто любите
повторять, – тревожный звоночек.
Наказание
(а правильнее будет говорить не о наказании, а о запрете)
наиболее эффективно в раннем возрасте, поскольку уровень личностного развития
очень невелик, наиболее развит уровень инстинктов и безусловных рефлексов. При
этом в раннем возрасте наказание будет
по-настоящему эффективным, если оно применяется не после совершения проступка, а
совпадает с ним или на мгновение опережает его. Очень многие дети до 2 – 3 лет
постоянно находятся рядом с родителями, которые могут по-настоящему эффективно
пресечь нежелательные действия детей, схватив их за руку еще до совершения
проступка и объяснив, что делать этого не следует.
Наверняка вы могли наблюдать, что ребенок тянется за каким-то интересующим его предметом – хрустальная ваза, дорогой телефон, острый нож, – но кто-либо из родителей хватает его за руку и говорит «нельзя», решительно снимая детскую ручку с этого предмета. После двух-трехкратного повторения наступит такой момент, когда ребенок тянется за тем же предметом. Родители еще не успели остановить его, но рука ребенка уже остановилась в воздухе, а сам он неожиданно, повторяя интонации голоса родителей, произносит «нельзя» и убирает руку. Срабатывает научение по типу викарного (ребенок подражает значимому лицу) и условно-рефлекторного (у ребенка формируется условный рефлекс – не трогать этой вещи, - потому что происходит связь с безусловным стимулом – вниманием и реакцией со стороны взрослого).
Для
раннего детства использование наказания мало эффективно, поскольку не
способствует развитию личности. Кроме того, несмотря на кажущуюся эффективность,
например, физического наказания, нельзя прибегать к этому методу по двум
серьезным причинам:
·
изменение
поведения под воздействием физического наказания происходит почти исключительно
в присутствии человека, который наказал ребенка. Таким образом, физическое наказание непригодно для
сознательного формирования морали ребенка. Иными словами, ребенок сначала
осмотрится, и, если не заметит вблизи человека, который его наказал, он тут же
“согрешит”. Не будет “грешить” ребенок только в том случае, если в присутствии
этого человека ему грозит физическое наказание;
· применение телесных наказаний отрицательно сказывается на личности ребенка. Телесные наказания развивают в детях нежелательные свойства характера. Систематическое применение сильного физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную, независимую позицию и принимать самостоятельные решения. Но бывает и совсем наоборот, чему также есть много примеров, ведь ребенок как “пружина”, ее можно сжать, но она все же стремится выскользнуть из рук. Поэтому может случиться и так, что в поведении ребенка, которого держали в узде постоянными физическими наказаниями, в подростковом возрасте обнаруживается явление, в психологии именуемое протестным, характеризующееся резко выраженным отрицательным поведением. Ребенок при этом вступает в противоречие со всем, что до того момента было неотъемлемыми элементами его жизни, прежде всего, естественно, с родителями (Источник: https://urok.1sept.ru/articles/630406).
С
точки зрения психологического и физиологического механизма действия наказание и
поощрение хорошо раскрыто в работах бихевиористов, исследователей, изучавших влияние разных
стимулов на реакции испытуемых. Яркой книгой, в которой отлично, доступно, с
примерами представлены варианты методов поощрения и наказания, является работа Карен Прайор
Нe рычите на собаку!
М., 1995
По
сути, использование в воспитании только подкрепления и наказания – это
дрессировка. При этом, как отмечают опытные дрессировщики, наибольших
результатов добивается тот, кто использует именно положительные подкрепления –
поощрения. Если опираться на основные идеи книги Карен Прайор, то дрессировка
опирается на следующие находки управления поведением другого через положительные
подкрепления:
·
положительное
подкрепление должно быть дано сразу же после того, как дрессируемый выполнил
верное действие;
·
подкрепление
должно быть очень маленьким – чем меньше, тем лучше (в таком виде оно не
надоедает и появляется дополнительное время, чтобы опять подкрепить правильное
поведение);
·
необходимо
предусмотреть «большой куш» – нечто очень большое и значимое, но неожиданное и
радостное. Такое событие воодушевляет на активную работу и проявление
правильного поведения;
·
необходимо
использовать условные подкрепления – незначимые сигналы, связанные с подачей
положительного подкрепления – звук,
слово. Например, говорить ласковые слова, но разноообразные, чтобы не возникло
привыкание, и в меру часто.
Если
вы считаете, что поощрение – метод воспитания не из репертуара насильственной
парадигмы, то вы ошибаетесь. Поощрение и наказание это две стороны
одного и того же метода.
Есть интересная книга вполне современного автора Альфи Кон «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками».
В
книге автор доступно и с примерами доказывает читателю истины советской
психологии:
1)
поощрения, как и наказания, требуют
жесткого контроля за поведением воспитуемого, чтобы вовремя, а лучше с
некоторой отсрочкой дать маленький кусочек поощрения, что не способствует
формированию самостоятельной регуляции своего поведения, осознанному действию;
2)
любая награда деморализует,
«опасность не получить вознаграждение есть всегда, и это придает всей истории
оттенок карательного воздействия, за пряником спрятан кнут»;
3)
«поощрения никак не стимулируют
сотрудничество и не укрепляют ощущение единства группы. Чаще всего они как
раз препятствуют такому командному духу: как только люди начинают конкурировать
за поощрения, возникают противостояние и зависть;
4)
поощрения
«убивают любопытство». Когда мы работаем за награду, мы делаем только то, что
требуется, и не больше. То есть мы не просто менее склонны замечать то, что не
относится к заданию напрямую: во время работы мы реже искушаем судьбу, менее
охотно рассматриваем альтернативные возможности и не пробуем подходы, которые не
гарантируют результата. Мы всеми силами избегаем риска, так как от нас и не
требуется тестировать новые идеи, нам важно сделать дело и получить награду.
Одна из групп исследователей пришла к выводу, что когда нас мотивируют
поощрением, «на первый план выходят такие параметры, как предсказуемость и
простота, ведь мы нацелены на то, чтобы быстрее сделать работу и получить
желаемое»;
5)
поощрения, как и наказания, применяются
как простое экспресс-средство управления, без попытки провести анализ причин
ситуации, чтобы выбрать более тонкий инструмент, соответствующий ситуации.
А. Кон пишет: «Внезапное падение качества работы сотрудника может быть связано с
личными проблемами. Если человек систематически показывает весьма посредственные
результаты, это может означать, в частности, что задача сформулирована неверно
или в этой организации сотрудников делают ответственными за то, на что они не
могут влиять. Устраивая балаган и пытаясь вовлечь в него коллектив («Расскажем,
какие великолепные призы мы подготовили для тех, кто повысит эффективность своей
работы!»), вы никак не решаете основной проблемы и не способствуете изменению
ситуации. Часто для того, чтобы понять, что именно происходит, не нужно быть
психологом: достаточно лишь приложить немного усилий в правильном направлении, а
не просто размахивать перед сотрудниками пряником».
Многие психологи отмечают, что наказание и поощрение работают, потому что позволяют манипулировать чувством вины. Это действительно так, если перед нами личность слабо развитая. Прочитайте дискуссионный материал про то, что чувство вины порождает сценарий наказания, а также приемы избавления от неуместного чувства вины, укрепления уважения к себе и освобождения эмоциональных ресурсов для личностного роста: https://snob.ru/entry/171172/
Рассмотренные в данном параграфе методы наказания и поощрения не требуют глубокого профессионального мышления воспитателя, они подвластны любому дилетанту, но и полноценно сформировать личность воспитуемого они не могут тоже.