1.2. Взаимосвязь обучения и развития: постановка вопроса

Вопрос о соотношении или взаимосвязи обучения и развития является  ключевым в мировой педагогической психологии, потому что ответ определяет, как именно и чему следует учитьучеников в разные возрастные этапы и  зависит ли это от возраста обучаемых.

Обучение традиционно рассматривается как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников,   направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование  мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей  обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с  поставленными целями.

         Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и  структурных преобразований психики и поведения человека. Можно выделить следующие области развития:

✔  психофизическое развитие включает в себя внешние (рост и вес) и  внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

психосоциальное развитие предусматривает изменения в эмоциональной и  личностной сферах. При этом следует особо указать на значение  межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания  личности;

✔  когнитивное, или умственное развитие включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

     ? Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие или они не зависимы друг от друга, или обучение подстраивается под развитие, или это одно и то же, – стоял перед исследователями психики в разные времена. Обычные ученики, их родители, учителя тоже задумываются: зачем нужно обучение? У учеников просто тренируют навыки и обогащают информацией? Или в результате обучения происходит качественный сдвиг в психике: ученик становится умнее, нравственнее, более личностно зрелым? В самом деле, например, развился ли ребенок, если выучил таблицу умножения, или просто приобрел новый навык? Развился ли медведь, которого научили кататься на велосипеде? Можно ли сказать, что медведь из цирка более развит, чем его лесной собрат? Или вы пришли на занятие в университет и проучились здесь 4 пары, вы развились  (хоть чуть-чутьJ) или нет?

Этот ребенок заявляет, что игра по сети очень способствует его развитию.

 Он утверждает, что становится более внимательным, ловким, развивается скорость реакции, а также тренируется знание английских слов и даже фраз.

   Может, он прав? Возможно ли без организованного обучения, а вот так, в смартфонной игре, запустить процесс развития? Изучите три последующих параграфа, а также материалы практических занятий 2 и 3, и, скорее всего, вы найдете ответы на эти вопросы.

 

1-2-obuchenir-smart.png

TurboSite