2.5. Воспитание как формирование черт характера
Ералаш «Сила воли»
В
восприятии многих людей воспитание ассоциируется с формированием характера.
Отчасти это верно. Воспитание – процесс управления поведением и личностью
другого. Одним из признаков того, что воспитание происходит в правильном
направлении, является появление у воспитуемого положительных качеств, отражающих
его отношение к разным сторонам жизни (или угасание, исчезновение отрицательных
качеств). Как правило, под такими качествами понимают качества
характера.
В
психологии имеется 3 категории, которые часто путают и считают синонимичными:
темперамент, характер, личность. В данном параграфе пойдет речь именно о
характере. Для начала попробуем разобраться, что это такое и чем отличается от
вроде бы схожих феноменов.
Сначала разберемся в различиях.
Темперамент является биологической частью нашей личности, которая закладывается генами, отражает соотношение разных свойств нашей нервной системы, которая на протяжении всей жизни не меняется. Но в течение всей жизни мы придумываем массу способов замаскировать данную биологическую основу, поэтому начинает казаться, что темперамент изменился, хотя свойства нашей нервной системы НЕ МЕНЯЮТСЯ!)
Большинство
психологических словарей дают примерно такое определение
характера.
Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) – сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность, именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).
Характер объединяет наши врожденные качества и приобретенные. Характер не так стабилен, как темперамент, поскольку не заложен в наших генах. Характер – результат нашего жизненного опыта и отражение нашего отношения к миру (людям, событиям, вещам, себе, труду). Во многом черты характера отражают способы реагирования на жизненные явления на основе нашего темперамента. Характер отражает то, что нам привычно.
Психологи
разделяют черты характера на 4 группы. В основе
этого деления лежит отношение человека к различным сторонам
жизни:
1. К
другим людям –
замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или
высокомерие и другие.
2. К
самому себе
– скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или
смирение и другие.
3.
К
труду
– трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и
другие.
4. К
вещам
– аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность
или халатность и другие.
Н.И.
Козлов достаточно ярко и образно дает понимание различий между характером и
личностью:
«Когда
человек "отправляет" свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему
«естественно», что "хочется" или "не хочется", он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как
личность, то руководствуется скорее
тем, что "должно", что "следует", "как полагается", он
осуществляет выбор…
В
личности есть вертикаль, в характере есть
только горизонталь.
Говорят
о личности "высокой", "выдающейся", "творческой", "серой", "преступной" и т. п.
В отношении характера используются такие прилагательные, как "тяжелый",
"жестокий", "железный", "мягкий", "золотой". Мы не говорим "высокий характер"
или "мягкая личность"
(Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-i-harakter).
В
данном параграфе мы будем говорить именно о характере. Поскольку он является
основой, ядром для формирования личности, то педагогу важно понимать, как
происходит формирование тех или иных черт характера = привычных и удобных
способов реагирования в разных жизненных ситуациях.
Привычки
заставляют нас жить на автопилоте. Чем более рутинно действие, тем легче его
выполнить и тем меньше задействуется воля.
|
Формирование
привычки (
= черты характера) строится по законам условно-рефлектроного типа научения: а) повторяемость, б) петля привычки. |
Подробно
петля привычки описана в работах бихевиористов и используется торговыми сетями.
В самом деле привычка покупать определенные товары формируется точно по таким же
законам, как и привычка сдерживать свою агрессию или беззастенчиво спускать собак на окружающих при каждом
удобном и не очень случае, как привычка быть аккуратным или неряхой, быть
трудоголиком или лодырем.
Итак,
любая привычка состоит из определенной последовательности, называемой петлей
привычки. Эта петля была описана Чарльзом Дахиггом и содержит три неизменные
части:
·
сигнал (триггер);
·
шаблон (рутина);
·
награда.
Если
вы намерены изменить привычку, вам придется изменить компоненты петли привычки.
Только и всего.
Сигнал
Первый
компонент — сигнал, или триггер. Он предшествует каждой привычке. Сигнал — это
единственное, что улавливает ваше сознание непосредственно перед тем, как вы
совершите привычное действие. Плохое настроение, пять вечера на часах или
песня по радио — что угодно может быть спусковым механизмом. Триггер является
таким механизмом, он заставляет вас начать действие.
Шаблон
Вторая
часть — это шаблон, который и есть ваша привычка. Следуя ему, вы закуриваете
сигарету, съедаете жирное пирожное после обеда и включаете
видеоигру.
Награда
После
выполнения рутины всегда следует награда. Эта награда может быть любой: снятие
напряжения, удовольствие от сладкого или отвлекающее от стресса впечатление. Не
имеет значения, какова конкретно ваша награда, важно лишь, что она подпитывает
определенную тягу или желание. Стадия «награда» стабилизирует всю петлю, так как
именно она побуждает вас действовать по сигналу каждый раз, снова запуская
цикл.
Посмотрите
достаточно полный и популярный фильм о механизме формирования
привычки:
Если педагог занимается формированием черты характера своего воспитанника, то примитивным планом его действий станет алгоритм, заложенный в петле привычки. Будем считать примитивными действия по воспитанию, если мы имеем дело с воспитуемым, личность которого не вполне сформировалась или находится на низком уровне развития – только в этом случае данный алгоритм срабатывает, иначе включаются более тонкие и сложные механизмы влияния.
Акцентуация характера, или акцентуация
личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта
особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на
все сферы ее деятельности: отношение к себе, окружающим, миру. Акцентуация
является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или
заболеванием.
Распространенность.
Акцентуации личности широко распространены особенно среди подростков. Среди
молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95 % обследованных. С
возрастом людям удается сглаживать нежелательные черты, и количество акцентуаций
снижается до 50 – 60 %
Акцентуация
характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа
воспитания ребенка. К факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим
акцентуации, относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное
отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях
"культа болезни".
Для
диагностики акцентуаций характера
часто используется Тест Чертова
дюжина:
Более
подробно и доступно об акцентуациях
характера здесь: