Занятие 9. Причины и формы дезадаптации школьников.

 

 

Цель занятия – научиться проводить диагностику причин и формы дезадаптации школьников и планировать работу по устранению причин дезадаптации и смягчения неблагоприятных условий.

 

Опорные понятия: адаптация, этап физиологической бури, этап неустойчивого приспособления, объективные признаки благополучной адаптации, субъективные признаки благополучной адаптации, физиологическая и социально-психологическая адаптация, аллопластическая адаптация, аутопластическая адаптация, компенсация, темповая  дезадаптация, средовая дезадаптация, содержательная дезадаптация.

 

      ХОД ЗАНЯТИЯ                      

I.         Упражнения на актуализацию имеющихся знаний:

Упражнение 1. Дайте определение  физиологической и социально-психологической адаптации, назовите признаки благоприятной адаптации

Упражнение 2. Перечислите этапы социально-психологической адаптации (уравновешивание, псевдоадаптация, приноровление, уподобление).

Упражнение 3.  В чем разница и сходство компенсации и адаптации?

Упражнение 4. Какие формы школьной дезадаптации по классификации Р.В. Овчаровой вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

II.          Упражнения на диагностику признаков дезадаптации:

Упражнение 1. Используя приложение 1 (результаты наблюдения с помощью карты Стотта: ГригорияИльи и Ивана), дайте предварительное предположение: имеется ли у ребенка социально-психологическая дезадаптация. Сформулируйте вариант дальнейшего исследования.

Какие педагогические меры вы могли бы предложить?

 

Упражнение 2. Проведите анализ вопросов анкеты для родителей первоклассников (см. Анкету). Что позволяет выяснить каждый вопрос.

 

Упражнение 3. Насколько оправданы вопросы анкеты для 5-классников по выявлению их адаптации? Какие показатели адаптации позволят выявить данные вопросы?

 

Упражнение 4. Прочитайте опыт использования данного теста психологом, Алдуховой Софьей Владимировной «Практический опыт и наработки по методике О.А. Ореховой "Домики"». Проведите проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» на себе .

Необходимые материалы: восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

10-domoki.png

10. __________________________________________________________________________________________

 

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание № 1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание № 2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

 

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

 

Если испытуемым  непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

 

Найдите задание № 3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте карандашом одного цвета.

Обозначения домиков:

№ 1 – живет твоя душа;

№ 2 – твое настроение, когда ты идешь в школу;

№ 3 – твое настроение на уроке чтения;

№ 4 – твое настроение на уроке письма;

№ 5 – твое настроение на уроке математики;

№ 6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем;

№ 7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками;

№ 8 – твое настроение, когда ты находишься дома;

№ 9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки;

№ 10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания № 1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК = (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета).

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

·   0–0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

·   0,51–0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

·    0,92–1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

·  свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный, 0 – серый) является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

·    Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

·     10–18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

·         Менее 10 – преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания № 2 и № 3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание № 2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций: в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

 

счастье – горе – блок базового комфорта;,

справедливость – обида – блок личностного роста;,

дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия;,

доброта – злоба – блок потенциальной агрессии;,

скука – восхищение – блок познания.

 

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание № 1).

В задании № 3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа – счастье – восхищение, домашние задания – горе – скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания № 3 можно выделить три группы детей:

·       с положительным отношением к школе;

·       с амбивалентным отношением;

·       с негативным отношением.

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

 

Упражнение 4.1.  Проведите анализ проективной методики «Домики» учащихся 7-го и 3-го класса соответственно (проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций). Сделайте выводы об эмоциональном состоянии учащихся, их отношении к школе, умении дифференцировать эмоции.

10-Pav.png

10-Mix.png

 

Упражнение 5. Получены данные по результатам исследования адаптации первоклассников (см. таблицу ниже). Сделайте вывод об общем уровне адаптации.

10-tab2.png

 

III.   Творческие задания на осмысление материала темы

Задание 1. Подготовьте плакат-памятку родителям «Как вы можете помочь своему ребенку, ученику 1-го класса, в первую учебную четверть?»

Задание 2. Подготовьте плакат-памятку родителям «Как вы можете помочь своему ребенку, ученику 5-го класса, в первую учебную четверть?»

Задание 3. Представьте сообщение на тему «Немецкий опыт организации психологической службы в школе», используя данный ресурс http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901708  или любой иной.

Задание 4. Представьте сообщение на тему «Американский опыт организации психологической службы в школе», используя данный ресурс: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702009 или любой иной.

 

IV.  Закрепление и рефлексия

1.                По каким поведенческим признакам понять, что ученик имеет неблагоприятную адаптацию?

2.                Какие формы школьной дезадаптации вы можете назвать?

3.                Какие следствия дезадаптации можно ожидать?

TurboSite