4. Диагностика мотивации учения учеников младшего школьного возраста
При диагностике мотивации
учения следует исходить из типичных возрастных
особенностей.
Для детей,
поступающих в первый класс, важно выявить так называемую внутреннюю позицию
школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика», а также наличие широкой мотивационной основы учебной
деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы.
Для
обучающихся 2 – 4 классов нормой мотивации будем считать гармоничное сочетание
социальных и познавательных мотивов учения.
Для
выпускников начальной школы нормой можно считать отсутствие мотивации избегания
неудач в учебной деятельности, а также преобладание мотивации учебного
сотрудничества.
Для
учеников 5 – 6 классов нормой мотивации учебной деятельности следует считать преобладание
познавательной мотивации в целом и мотивации учебного сотрудничества.
Для
учеников 7 – 9 классов нормой мотивации учения следует считать доминирование
познавательной мотивации по отдельным предметам.
В качестве диагностических методик
целесообразно использовать следующие опросникии проективные
задания.
Задание № 1. Беседа о школе (2 – 4
классы).
Цель - изучить отношение детей к школе и
учению.
Ход выполнения. провести индивидуальную беседу,
запротоколировать и проанализировать ответы. Вопросы для беседы: 1.
Хотел ли
ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет положительное или отрицательное отношение
к началу обучения в школе). 2.
Почему ты
хотел (не хотел) идти в школу? (Осознаваемые мотивы
учения). 3.
Готовился
ли ты к школе? Как ты готовился? или: Как тебя подготовили к школе?, (позволяет понять, что ученик
запомнил и расценивает как подготовку к школе). 4.
Нравится
ли тебе в школе, в классе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?
(Выявление элементов школьной действительности, наиболее привлекательных занятий для
детей). 5.
Если бы ты
перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день?
(Выявление учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения
школы). 6.
Если бы
учительница предложила выбрать тебе тему для свободного урока, о чем бы ты хотел
узнать, чем заниматься? (Выявление места школьных интересов среди всех других в
условиях свободного выбора). Результаты фиксируются в
протоколе. Задание № 2. Изучение мотивов учения и адаптации ребенка в школе (для учащихся 2 – 3
классов) Цель – пользуясь анкетой, разработанной
Н.Г. Лускановой, оценить уровень школьной мотивации и адаптации учащихся 2 – 3-х
классов. Задача. bзучить мотивы учения школьников и
разработать рекомендации по дальнейшему развитию мотивации и помочь адаптации
ребенка к началу школьного обучения. Ход выполнения: анкетирование можно проводить как
индивидуально, так и с учащимися всего класса. Экспериментатор раздает чистые
листы, которые ученики подписывают,
и зачитывает вопросы, а ребенок выбирает вариант ответа и записывает на
листок. Обработка результатов производится в
соответствии с ключом.
Анкета.
1.
Нравится ли тебе в
школе?
1)
не
очень;
2)
нравится;
3)
не
нравится.
2.
Утром, когда ты просыпаешься, ты с
радостью идешь в школу или чаще тебе хочется остаться
дома?
1)
чаще
хочется остаться дома;
2)
бывает
по-разному;
3)
иду с
радостью.
3.
Если бы учитель сказал, что завтра в
школу необязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, как
бы ты поступил?
1)
не
знаю;
2)
остался бы
дома;
3)
пошел бы в
школу.
4.
Тебе нравится, когда у вас отменяют
какие-нибудь уроки?
1)
не
нравится;
2)
бывает
по-разному;
3)
нравится.
5.
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали
домашних заданий?
1)
хотел
бы;
2)
не хотел
бы;
3)
не
знаю.
6.
Ты хотел бы, чтобы в школе остались
одни перемены?
1)
не
знаю;
2)
не хотел
бы;
3)
хотел
бы.
7.
Ты часто рассказываешь родителям о
школе?
1)
часто;
2)
редко;
3)
не
рассказываю.
8.
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее
строгий учитель?
1)
точно не
знаю;
2)
хотел
бы;
3)
не хотел
бы.
9.
У тебя в классе много
друзей?
1)
мало;
2)
много;
3)
нет
совсем.
10.
Тебе нравятся твои
одноклассники?
1)
нравятся;
2)
не
очень;
3)
не
нравятся.
Данная анкета допускает повторные
опросы.
Ключ.
Номер
вопроса |
Оценки
| ||
За 1-й
ответ |
За 2-й
ответ |
За 3-й
ответ | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 |
3 1 0 1 3 3 1 3 3 1 |
0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 |
Оценка
результатов:
25 – 30 баллов (максимальное количество) – высокий
уровень школьной мотивации, учебной активности, положительное отношение к школе.
Такие дети отличаются наличием развитых познавательных мотивов, стремлением
наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко
следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если
получат неудовлетворительную отметку, замечание педагога. Высокий уровень
школьной адаптации.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация,
положительное отношение к школе. Такие дети охотно включаются в учебную
ситуацию, довольно успешно справляются с учебной деятельностью, при ответах на
вопросы учителя проявляют меньшую зависимость от жестоких требований. Это
средний уровень мотивации и средний уровень школьной
адаптации.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе
обусловлено привлекательностью внеучебных сторон. Такие дети хорошо чувствуют
себя в школе, однако чаще ее хотят посещать, чтобы общаться с друзьями. Им
нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки и т.д.
познавательные мотивы у таких детей сформулированы в меньшей степени, и учебный
процесс их мало интересует и привлекает. Внешняя
мотивация.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация, слабо
выраженное отрицательное отношение к школе. Подобные школьники неохотно посещают
занятия, возможны прогулы отдельных уроков. На уроках часто занимаются
посторонними делами, играют. Испытывают серьезные затруднения в учебной
деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к
школе.
Менее 10 баллов – крайняя форма отрицательного
отношения к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не
справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками,
учителем. Школа часто воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в
которой для вас невыносимо, они часто просятся домой. Ученики могут проявлять
агрессивность, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или
иным требованиям. Частые прогулы уроков. Возможен отказ посещать
школу.
Задание № 3. Методика «Лесенка
уроков» (М.В. Матюхина).
Цель – определение типа мотивации
(школьной = познавательной, или
дошкольной = социальной) учащихся.
Возраст – с 7 лет. Методика может
применяться со 2-го полугодия 1-го класса, когда ученики умеют сами читать.
Целесообразнее проводить индивидуально.
Экспериментальный
материал состоит из
карточек с названиями предметов (карточки с названиями предметов
подготавливаются, исходя из расписания в данном классе). Школьник должен
выразить своё отношение к каждому школьному предмету, расположив их в виде
лесенки.
Инструкция: перед тобой карточки, на которых
написаны названия предметов, которые есть у тебя в расписании уроков. Я
предлагаю построить лестницу. Возьми карточку, на которой написано название
твоего самого любимого предмета. Самый любимый предмет ставится на верхней
ступеньке.
Посмотри на оставшиеся карточки. На
какой из них написано название любимого предмета. Выкладывай на ступеньку ниже.
Опять из оставшихся предметов выбирается любимый и ставится на ступеньку ниже и
т.д.
Проверь себя – на верхней ступеньке стоит предмет, который тебе
нравится больше всех, на самой нижней – который ты совсем не любишь. Все верно?
Если что-то надо изменить, то измени.
В случае, если ученик спрашивает,
зачем это надо, следует отвечать уклончиво, что проводится статистический опрос, будет
проведена статистическая обработка, чтобы выяснить, какие уроки у детей в школах
любимые, а какие –
нет.
Обработка: если основные школьные предметы
(математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, иностранный
язык) стоят на верхних ступеньках
(1 – 4), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на
нижних ступеньках, то отрицательное. Деление на основные и неосновные предметы
условно, тем не менее считается, что на указанных выше предметах ученику
приходится в большей степени проявлять те метапредметные навыки, которые связаны
с познавательной, учебной мотивацией, с решением учебных, а не
конкретно-практических задач.
Протокол изучения
мотивации учения с помощью Лесенки уроков*
*Цветом выделены первые четыре
места выбранных карточек с названием предметов, красная вертикальная линия
отделяет «основные» от «неосновных» предметов
Задание № 4. Лесенка
побуждений
Цель – определение типа мотивации учащихся
(познавательной или социальной)
Возраст – с 7 лет. Методика может
применяться со 2 полугодия 1 класса, когда ученики умеют сами читать.
Целесообразнее проводить индивидуально.
Экспериментальный
материал состоит из
карточек с названиями побуждений к учебной деятельности. Школьник должен
выразить своё предпочтение побуждению, расположив карточки в виде лесенки.
Познавательные мотивы:
1) широкий познавательный –
ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный – ориентация на
процесс учения;
3) учебно-познавательный – ориентация на усвоение способа
получения знаний;
4) результативный – ориентация на результат учения (стать
умным).
Социальные
мотивы:
1) широкий социальный мотив –
стремление приобрести знания, чтобы быть полезным
обществу;
2) «учительский мотив» – стремление
заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) «родительский мотив» – стремление
заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) «товарищеский мотив» – стремление
заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных
карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4
познавательным и 4 социальным мотивам:
1. Я учусь для того, чтобы все
знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится
процесс учения (или что мы делаем открытия на уроке).
3. Я учусь для того, чтобы научиться
самому решать задачки (или чтобы научиться писать письменно, как
взрослые).
4. Я учусь для того, чтобы стать умным (или
умнее).
5. Я учусь для того, чтобы быть
полезным людям.
6. Я учусь для того, чтобы учитель
был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими
успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои
успехи меня уважали товарищи.
Результаты, полученные с помощью
данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных
мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают
первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и
2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у
школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о
доминировании данного типа мотивов учения (например,
социальных).
Инструкция. Давай построим лесенку, которая
будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых
написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно
прочитай, что написано на каждой карточке.
Выбери карточку, где написано самое
главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из
оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то,
зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже
первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее
самостоятельно.
Мы закончили лесенку «Зачем я учусь».
Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное
про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным,
и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в
твоей учебе в школе.
Обработка результатов представлена в таблице
Задание № 5 «Изучение учебной мотивации» (автор: М.Р.
Гинзбург)
Анкетирование можно проводить со всем
классом. Анкеты следует выдать каждому ученику.
Инструкция: Для окончания каждого предложения выбери
один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с
выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я стараюсь учиться
лучше, чтобы...
а) получить хорошую
отметку;
б) наш класс был
лучшим;
в) принести больше
пользы людям;
г) получать
впоследствии много денег;
д) меня уважали и
хвалили товарищи;
е) меня любила и
хвалила учительница;
ж) меня хвалили
родители;
з) мне покупали
красивые вещи;
и) меня не
наказывали;
к) я больше знал и
умел.
2. Я не могу учиться
лучше, так как...
а) у меня есть более
интересные дела;
б) можно учиться плохо,
а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают
дома;
г) в школе меня часто
ругают;
д) мне просто не
хочется учиться;
е) не могу заставить
себя делать это;
ж) мне трудно усвоить
учебный материал;
з) я не успеваю
работать вместе со всеми.
3. Если я получаю
хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю
учебный материал;
б) мои товарищи будут
мной довольны;
в) я буду считаться
хорошим учеником;
г) мама будет
довольна;
д) учительница будет
рада;
е) мне купят красивую
вещь;
ж) меня не будут
наказывать;
з) я не буду тянуть
класс назад.
4. Если я получаю
плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный
материал;
б) это
получилось;
в) я буду считаться
плохим учеником;
г) товарищи будут
смеяться надо мной;
д) мама будет
расстроена;
е) учительница будет
недовольна;
ж) я весь класс тяну
назад;
з) меня накажут
дома;
и) мне не купят
красивую вещь.
Обработка
результатов: учащимся предлагается
выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить
объективные результаты.
Каждый вариант ответов
имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он
отражает:
✔ внешний мотив – 0
баллов;
✔ игровой мотив – 1
балл;
✔ получение отметки – 2
балла;
✔ позиционный мотив – 3
балла;
✔ социальный мотив – 4
балла;
✔ учебный мотив – 5
баллов.
Баллы
суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации
учения.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:
I – очень высокий
уровень мотивации учения;
II – высокий уровень
мотивации учения;
III – нормальный
(средний) уровень мотивации учения;
IV – сниженный уровень
мотивации учения;
V – низкий уровень
мотивации учения.
Качественный анализ
результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного
возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество
выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между
ними.
Условные обозначения
мотивов:
У – учебный
мотив;
С – социальный
мотив;
П – позиционный
мотив;
О – оценочный
мотив;
И – игровой
мотив;
В – внешний
мотив.
Вывод об успехе и
эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах
учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом,
оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования
осуществляется по следующим групповым показателям:
✔ количество учащихся с
высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в
процентах от общего числа обследуемых;
✔
количество учащихся со
средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа
обследуемых;
✔ количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.