1.7. Составление схем ООД (ориентировочной основы действия)
Схема ориентировочной основы действия (далее схема ООД) – зафиксированная система ориентиров, опираясь на которую человек способен достигнуть запланированного результата.
Обучаемый
может выполнить любое задание только в том случае, если он имеет схему
ориентировочной основы своих будущих действий. Именно эта схема - правильный ее
вариант! - и является результатом процесса усвоения,
достоянием учащегося, которое накапливается им в течение всего хода обучения.
Схема
ориентировочной основы действий (схема ООД) выступает фундаментом осознанного
использования полученных знаний, и собственно ее образ и должен быть
откорректирован в сознании обучаемого, если это необходимо.
Но
если так, то учителю следует иметь четкое представление о содержании и структуре
схемы ООД. А это значит, что на начальных этапах обучения учитель совместно с
учащимися должен построить схему ООД или организовать самостоятельную разработку
ее учащимися. А далее задача обучаемого усвоить содержание схемы и методы ее
использования; а задача учителя организовать процесс этого усвоения.
И
только в том случае, если учитель хорошо
представляет себе состав и строение схемы ориентировочной основы будущих
действий обучаемого его работа по контролю и коррекции осваиваемого учеником
материала будет достаточно эффективной.
И
наоборот, если схема ООД преподавателю неизвестна, то его работа по управлению
процессом усвоения будет весьма нелегкой.
Важно
отметить, что большинство учителей, в особенности опытных, самостоятельно
разрабатывают и активно применяют отдельные варианты схемы ООД даже в том
случае, если они и не используют этот термин - схема ориентировочной основы
действий.
Действительно,
при рассмотрении нового материала опытный преподаватель не просто пересказывает
все подряд, а особым образом
структурирует новый материал, выделяя основные его элементы и опорные понятия,
выстраивает логические схемы, демонстрирует способы использования нового
знания.
Полная
структура схемы ООД включает собственно состав действий учащегося при работе с
предметом изучения и ориентировочные знания, необходимые для выполнения этих
действий.
Таким
образом, данная схема может выполнять сразу несколько функций: являться
носителем самых основных, главных научных знаний предмета изучения, организовать
компоненты его в единую логическую систему, демонстрировать возможности
использования новых знаний для решения типовых и творческих задач.
Но
самая важная функция схемы ООД – это опорная, функция основы организации
процесса поэтапного усвоения учащимися умственных действий (усвоения учебного
предмета). Вот, например, как выглядит схема, используемая при распознавании
учащимися представителей разных общественных классов антагонистического общества
(см. схему).
Для
работы по этой схеме надо отметить признаки, необходимые и достаточные для
каждого общественного класса данной формации. В качестве таких признаков обычно
берут отношение к средствам производства и степень личной свободы. Затем следует назвать сочетания признаков,
характерные для каждого общественного класса данной формации. Кроме того, надо
дать детям представление о той деятельности, выполнение которой приводит к
решению задачи: определить класс, к
которому принадлежит распознаваемый человек.
Учитель,
составляя схему ООД для учеников, в структуре собственной ООД имеет больше
ориентиров, потому что, планируя объяснение новой темы, учитель оценивает такие
условия как:
1)
по какому типу обучения планируется
объяснение (насколько ученики и сам учитель готовы к обучению по 2 или по 3
типу- первый тип обучения не
рассматриваем, потому что он мало эффективен, если в классе учитель, имеющий
подготовку, а не просто человек с улицы), а следовательно как спланировать
урок;
2)
по каким признакам учитель поймет, что
его ученики усвоили изучаемое действие, как популярно он сможет объяснить
ученикам эти признаки, чтобы дети сами могли себя
оценивать
3)
при опоре на какие внутренние условия возможно начинать объяснение этого
материала: что должны ученики знать,
уметь, какими умениями владеть автоматизировано к моменту усвоения нового правила, алгоритма;
4)
какие типовые задания способствуют
отработке нового алгоритма, какие ограничения имеются в предлагаемых
заданиях;
5)
какие типичнее ошибки и затруднения
могут быть у учеников при изучении нового алгоритма, следовательно, какие
материализованные или материальные средства можно предложить
ученикам;
6)
как максимально сжатом виде и в то
же время в полном объеме предложить
опорную схему алгоритма нового действия.
Одним
из ярких образцов грамотно составленных и очень эффективных схем ориентировочной
основы действия является опыт учителя-новатора 80-х годов 20-го века Шаталова
Виктора Федоровича.
Посмотрите фрагмент его урока по физике (кто не боится физику J):
Тема
«Давление» представлена с 1 по 20 минуту, посмотрите именно этот фрагмент.
Обратите внимание, какие именно ключевые моменты темы выделяет учитель. Это те
необходимые и достаточные признаки, которые будут использованы учениками при
решении задач по теме.
Или урок по биологии:
Учитель
в данном случае использует тот же принцип В.Ф. Шаталова. Урок менее эмоционален,
содержит меньше примеров, по стилю не похож на урок по физике, но также необходимые и достаточные признаки,
которые будут использованы учениками при решении задач по теме. Учитель на уроке
биологии более скован, создается впечатление, что листочек с записью опорной
схемы – шпаргалка, без которой объяснение будет затруднено.
УЧИТЕЛЬ,
ЗНАЮЩИЙ ТЕМУ, НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДСМАТРИВАНИИ ТОГО, ЧТО ЖЕ ИМЕННО ДОЛЖНО БЫТЬ
ОТРАЖЕНО В ОПОРНОЙ СХЕМЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ. Шпаргалка
начинающего учителя – это конспект урока, который задает ход и
последовательность действий на уроке, самого учителя и его учеников. Учитель,
который пользуется шпаргалкой, чтобы представить ученикам факты или операции изучаемого алгоритма,
не до конца понимает тему сам!
А
вот урок по бучению игры на баяне:
Учитель
дает очень подробную, полную ориентировочную основу действия. Само видео служит
опорой для ученика, который осваивает новое действие.
А
вот урок по английскому языку, тема: «Прошедшее завершенное время
(PastPerfect)». Обратите внимание та плакаты (опоры, средство-помощник),
примеры, своевременность перевода на русский и наоборот:
Одним из важных умений учителя является составлением им опорных схем. Их можно найти готовыми в методических сборниках, журналах или на сайтах, например, вот Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка.
Составление
схем ООД – это творческий процесс, который с одной стороны регламентирован
содержанием учебника и требованием ФГОС, но с другой стороны, является отражение
креативности учителя, его интеллекта, эрудиции, методической грамотности.
Поэтому
только тот учитель умеет составлять схему ООД для ученика,
который
1)
сам
умеет выполнять данное действие без всяких подсказок и
конспектов;
2)
может
встать в позицию человека, который ничего не знает по этой
теме;
3)
умеет
найти способы объяснения материала и те средства-помощники, опоры, которые
позволят освоить новую тему ученикам с разной обучаемостью и разным уровнем
развития мышления.