Занятие 4. Применение теории поэтапного формирования умственных и практических действий П.Я. Гальперина в процессе обучения

 

Цель занятия – научиться проводить анализ учебной деятельности с очки зрения теории поэтапного формирования умственных и практических действий П.Я. Гальперина.

Опорные понятия: деятельность, действие, цель деятельности, задачи деятельности, условия деятельности, практическое действие, умственное действие, интериоризаця, экстериоризация, свойства действия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Задания на актуализацию имеющихся знаний

Упражнение 1. Объясните, пользуясь схемой, расположенной ниже, а также популярным комментарием к этой схеме: Сидоров К.Р. Различие потребностей, мотивов и целей в психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 1).  (файл Sidorov KR), почему ученики, сидящие на уроке, могут быть включены в разную деятельность: истинно учебную или псевдоучебную (когда они делают вид, что слушают учителя, а сами думают о своем, или готовы общаться на любую неучебную тему с учителем или одноклассниками, намеренно уводя учителя своими вопросами в сторону от темы урока).

Z4-1.png

Упражнение 2. Объясните, пользуясь этой же схемой, почему у одних учителей очень интересно на уроке, а другие как будто ведут урок из-под палки (какие структурные элементы, указанные на схеме, будут различаться у того и другого учителя?).

Упражнение 3. Может ли такое быть, что мотив деятельности у двух людей разный, а цель одинаковая? А что вы скажете про деятельность и  действия этих людей? Одинаковую деятельность они выполняют или нет?

Упражнение 4. Может ли при одинаковом мотиве различаться цель деятельности двух людей? А их действия? А операции? От чего это зависит?

Упражнение 5. Приведите примеры двух умственных и практических действий, которые совершили сегодня с утра.

Упражнение 6. Дома 3 брата делают уроки: один выводит каллиграфическим почерком текст из учебника, другой – списывает предложения, вставляя пропущенные буквы, третий – пишет сочинение по теме. В одинаковую ли деятельность включены все 3 брата? Одинаковые ли действия выполняют 3 брата? Назовите действия, которые выполняют мальчики.

Упражнение 7. Выпускник художественной школы выполняет натюрморт. Ученик 1-го класса художественной школы тоже рисует натюрморт. Одинаковые ли действия выполняют оба учащихся? Назовите эти действия. Определите их вид по теории П.Я. Гальперина. Чем различаются эти действия?

Упражнение 8. Профессиональный повар и ученик поварского училища выполняют нарезку колбасы и сыра. Одинаковые ли действия выполняют оба человека? Назовите эти действия. Определите их вид по теории П.Я. Гальперина. Чем различаются эти действия?

Упражнение 9. Прокомментируйте схему  на примере любого учебного действия, которое выполняет ученик, обучающийся по вашему профилю подготовки. Объясните на примере: что происходит на каждом этапе.

Всегда ли в процессе обучения должно осуществляться прохождение каждого этапа?

etapi-Galperin.png

Упражнение 10. Что такое форма, обобщенность, развернутость и  освоенность действия. Приведите примеры

II. Задания на отработку умения проводить анализ учебной деятельности с точки зрения теории П.Я. Гальперина.

Задание 1. Просмотрите урок известной советской учительницы Раисы Федоровны Пальчик (первые 3 минуты видео):

 

   

 

 

Мальчик, который отвечает в начале урока, выполняет действие. Назовите ОЧЕНЬ ТОЧНО действие, которое выполняет мальчик.

Поясните все характеристики действия этого ученика:

✔  форма (какая – назовите),

✔  обобщенность (что можете сказать?), 

✔  развернутость (какая?) и освоенность (какая?).

✔  на каком этапе формирования действия находится действие данного ученика?

✔  ​какие средства-помощники для этапа материальных или материализованных средств вы могли бы предложить?

Задание 2. Посмотрите продолжение уроков Р.Ф. Пальчик. Какие материальные или материализованные средства, которые учитель использует на уроке, вы заметили?

Каково их назначение? Какими иными средствами-помощниками можно было бы заменить предложенные учителем средства? От чего зависит выбор средства-помощника?

Задание 3. Просмотрите урок в художественной школе.

 

 

 

Или другой урок в художественной школе.

Назовите, какие действия выполняют ученики, которых вы увидели. Чем различаются их операции? Что вы можете сказать о свойствах действия любого ученика, который привлек ваше внимание? На каком этапе формирования действия находится этот ученик? Какие средства-помощники для этапа материальных или материализованных средств вы могли бы предложить? Какие средства используются в данном уроке? Почему?

Задание 4. Посмотрите урок Ольги Гусевой по английскому языку «My room» в 4-м классе (файл My room.)

 

      Назовите, какие действия выполняют ученики, которых вы увидели. Чем различаются их операции? Что вы можете сказать о свойствах действия любого ученика, который привлек ваше внимание? На каком этапе формирования действия находится этот ученик? Какие средства-помощники для этапа материальных или материализованных средств вы могли бы предложить для учеников, которым эта тема дается с трудом? Какие средства используются в данном уроке? Почему?

Задание 5. Прочитайте статью Г.А. Цукерман «Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей». А также «Методическое пособие по курсу «Обучение грамоте» (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). А также Д.Б. Эльконин «Букварь». Ч.1 и Ч.2).

В них вы узнаете, что такое понятийная игра. Воспользуйтесь Букварем и Методическим пособием к Букварю (скачать Букварь. Ч.1), (скачать Букварь. Ч.2), (скачать Методическое пособие.)

Подготовьте и проведите понятийную игру для своих однокурсников (которые будут выступать в роли первоклассников), представленную в статье Г.А. Цукерман. Объясните, какие понятия позволяет сформировать эта игра.

III. Микропреподавание.

Для формирования действия (практическое занятие 3), которое вам досталось при выполнении задания по оказанию мер помощи, найдите (или разработайте сами) средства-помощники (материальные или материализованные средства). Представьте их группе. Объясните, какие именно стороны осваиваемого действия позволяет данное средство-помощник облегчить.

Какие трудности встречаются в принципе при формировании данного действия и какие средства-помощники нужны?

IV. Закрепление

1.     Почему П.Я. Гальперин не использует привычные слова «знания, умения навыки или компетенции»?

2.     Как связаны интериоризация и экстериоризация?

3. Что будет, если при формировании действия пропустить один из этапов, предложенных П.Я. Гальпериным?

4.  Вы отвечаете на вопросы для закрепления, какое действие вы выполняете? Укажите название и вид.

5.     Охарактеризуйте свойства этого действия: форма, мера обобщенности, развернутость и освоенность

TurboSite