Занятие 12. Индивидуальный стиль деятельности и общения учителя.
Цель
занятия – научиться
проводить анализ своих индивидуальных особенностей и прогнозировать собственный
стиль деятельности в соответствии с существующими
классификациями.
Опорные
понятия:
индивидуальный стиль деятельности, индивидуально-психологические особенности,
содержательные характеристики стиля, динамические характеристики стиля,
эмоционально-методический стиль, рассуждающе-импровизированный стиль,
рассуждающе-методический стиль, эмоционально-импровизированный стиль.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.
Упражнения
на актуализацию имеющихся знаний:
Упражнение
1. Прочитайте
статью Е.А. Климова «Индивидуальный
стиль деятельности»
Что такое ядро индивидуального стиля деятельности? Что такое компенсаторный
механизм?
Упражнение 2. На
основе критериальных ситуаций проявления силы/слабости, инертности/подвижности
нервных процессов (см. Акимова
М.К. Учет
индивидуально-типологических особенностей учащихся в процессе
обучения),
заполните таблицу.
Прогностический
анализ особенностей деятельности педагога с разными типологическими
особенностями нервной системы
Тип нервной
системы |
Общая
характеристика данного типа нервной системы |
Дискомфортные ситуации в
профессиональной деятельности |
Возможные
приемы и способы приспособления |
Сильная |
|
|
|
Слабая |
|
|
|
Инертная
|
|
|
|
Подвижная |
|
|
|
II.
Задания
на отработку умения проводить анализ индивидуальных особенностей педагога и связанных с ними специфических
черт его профессиональной деятельности: Упражнение
1. Посмотрите
фрагменты уроков и скажите, какие индивидуальные особенности личности учителя вы
заметили, какие связанные с ними особенности построения урока вы можете
отметить? Ералаш
«Про это»
Ералаш «Студент» Ералаш
«Задачка»
Ералаш «Мелодия для кобры» Упражнение
2. Какие из известных вам классификаций педагогических стилей
деятельности вы увидели в этих фрагментах? III.
Закрепление: 1.
Какие
особенности индивидуального стиля
деятельности вы можете прогнозировать у себя? 2.
Когда
вырабатывается индивидуальный стиль
деятельности?