2. Клиническая беседа как метод исследования интеллектуального развития ребенка
«Название "клинический" было дано
автором в связи со сходством метода с процедурой исследования, применяемой
психиатрами) то есть акцент делался на качественный аспект и анализ
отдельных случаев. Но при этом наиважнейшей частью метода стал своеобразный
констатирующий качественный эксперимент…» (см.:
Гуткина
Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологии и
психоанализа, 2001. № 1–2. Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/klinicheskiy-metod-v-psihologicheskom-konsultirovanii-detey )
Цель
беседы - изучить
интеллектуальное развитие ребенка, в частности установить, имеются ли у ребенка
феномены Пиаже, свидетельствующие о наличии у него дошкольного мышления,
мышления стадии дооперционных структур.
Этапы
беседы:
1-й
этап –
мотивационный (идет установка контакта с испытуемым, снятие страха,
стеснительности).
2-й
этап –
проведение беседы.
3-й этап – экспериментатор выясняет, не устал ли ребенок, согласится ли он еще раз выполнить подобные задания.
Объект
исследования: Ученик
(ФИО возраст) ________________________
Класса
________________
школы________________________
Метод
исследования:
клиническая беседа.
Программа
исследования:
Процедура «Часть – целое»
(для этой процедуры берется один предмет, визуально состоящий из 2 частей,
одна часть которого явно больше, а другая
– меньше. Нельзя использовать слова ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ).
Тип
вопроса 1. Предвари-тельный Что это? Покажи пластмассовую трубочку.
Покажи зеленую трубочку. Покажи белую трубочку Что это? Покажи бумажный прямоугольник.
Покажи белый прямоугольник. Покажи синий
прямоугольник Что это? Покажи пластмассовую
«колбаску». Покажи желтую «колбаску». Покажи черную
«колбаску» Что это? Разложи деревянные пуговицы в
один ряд. Покажи красные пуговицы. Покажи белые
пуговицы 2. Основ- ной Какая трубочка более длинная:
белая или пластмассовая? Что больше синий прямоугольник
или бумажный прямоугольник? Что тяжелее: черная
«колбаска» или пластилиновая «колбаска»? Из каких пуговиц можно выложить
более длинный ряд: из белых или из деревянных? 3. Дополни-тельный Ты так думаешь?
Почему? Ты так думаешь?
Почему? Ты так думаешь?
Почему? Ты так думаешь?
Почему? Примеры исполь-зуемого
материала Процедура «Равенство – неравенство» (для этой процедуры берутся 2
предмета или 2 множества предметов, которые изначально одинаковы по размеру или
количеству. Далее в беседе на глазах у ребенка производят изменения формы или
размещения одного из предметов или одной из групп). Тип
вопроса 1.
Предваритель-ный Что это? Равны ли эти
шнуры? Что это? Равны ли эти листы
бумаги? Что это? Одинаково ли пластилина в двух
шарах? Что это? Положи пуговицы под моими,
чтобы у тебя было столько же пуговиц, сколько и у
меня Что это? Одинаково ли воды в двух
сосудах? 2. Основной А теперь? (после складывания
одного из шнурков пополам или скручива-ния) А теперь? (Разрезают
прямоугольник по диагонали или иначе) А теперь? (После изменения
формы пластилинового шара) А теперь? (После того, как пуговицы в
одном ряду сдвинули или растащили) А теперь? (после переливания
воды из одного из сосудов в другой, явно отличающейся
формы) 3. Дополнительный Может они все же равны?
Почему? Почему? Почему ты так
считаешь? Почему ты так
думаешь? Почему? Необходимый
материал 1)
спонтанная точка зрения (внутренняя убежденность ребенка) – «Так и все!»
(Свидетельство эгоцентризма, отсутствие критичности мышления);
2) ответы, спровоцированные экспериментатором:
«А,
может, они равны?» – «Да». «Или не равны?» – «Нет». (Эти ответы
нельзя оценивать при заключении. Они не о чем не говорят);
Примерные
вопросы
Для
длины
Для
площади
Для
массы
Для
множества
Характер
вопросов
Для
длины
Для
площади
Для
массы
Для
множества
Для
объема
3)
ответы, вызванные некритическим использованием слов экспериментатора: «Что
больше: синяя часть бумаги или бумага?» – «Синяя часть меньше,
бумага больше» (поскольку слова «часть» и «целое» нельзя использовать, то
ответы не рассматриваются вовсе);
4)
неправдоподобные, фантастические ответы, не связанные с
вопросом;
5) верные
ответы и толковые объяснения.
В ходе беседы оформляется протокол в свободной
форме.
Как
вариант, протокол может быть оформлен по образцу ниже с
примечаниями:
Имя
ребенка______________________ Возраст (день рождения):
___________
Дата
беседы: __________
Общее отношение к
беседе |
| |||
|
|
|
| |
|
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
долнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Общее отношение к
беседе |
|
| |||
|
|
|
|
| |
|
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Ответ на основной
вопрос: Ответ на
дополнительный вопрос: Вывод: |
Общий
вывод:
Анализ
результатов беседы, выводы:
✔ указать
количество ответов 5-го типа – свидетельство перехода мышления испытуемого на
уровень конкретных операций;
✔ указать,
на какие вопросы даны неверные ответы, и возможные объяснения,
почему;
✔ сделать выводы о том, имеются ли у ребенка феномены Пиаже, с чем это может быть связано.