1.13. Адаптация учащихся к условиям школьного обучения

 

Адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности субъекта и его социального окружения. Адаптационный период  - этап обязательный для любого организма, который попадает в новые для него условия. Образовательный процесс  и все, что с ним связано, однозначно становится таким новым условием для детей, поступающих в первый и пятый классы, при переходе в другую школу или класс. Вместе с тем, закономерности протекания этого процесса  типичны для любой ситуации. Рассмотрим их на примере поступающих в первый класс.

Адаптация рассматривается большинством авторов как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса. Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде:

1) поиск среды, которая наиболее благоприятна для жизни и реализации значимых потребностей (поиск среды по себе);

2) изменения, которые субъект совершает для приведения среды в соответствие со своими потребностями (изменение среды под себя);

3) внутренние психологические изменения, с помощью которых он приспосабливается к среде (изменение себя под среду).

В качестве объективного критерия успешной адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, в качестве субъективного критерия рассматривают эмоциональное самочувствие индивида, переживание субъектом состояния равновесия или тревоги.

В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как момент становления личности индивида, фаза в ее развитии, в ходе которой происходят усвоение действующих норм (нравственных, учебных и т.д.) и овладение приемами и средствами деятельности; прохождение этой фазы в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида. Успешное прохождение фазы адаптации позволяет индивиду осуществлять индивидуализацию в группе принадлежности и быть в ней интегрированным, обеспечивая ее развитие и, тем самым, свое развитие в ней как личности (мы будем рассматривать эту теорию в параграфе 2.3. «Нравственное развитие: стадии, механизмы»).

 Адаптационный процесс изучается на различных уровнях его протекания: на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья.

По мнению специалистов в данной области, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно проблематично, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Любой вид социальной адаптации (учебная, профессиональная, бытовая) включает социально-психологический аспект, так как социальная среда с точки зрения структуры подразделяется на предметную и личностную.

В ходе адаптации, как отмечают многие авторы, происходит такое взаимодействие человека и среды, при котором эффективность этого процесса и его конечный результат прямо зависят от способности человека к осуществлению целенаправленной деятельности, в которой происходят порождение и видоизменение психического образа средысамого субъекта в этой среде), становление новых потребностей, установок, эмоций, целей, мотивов, приобретение личностного смысла, использование схем ориентировки из прошлого опыта и создание новых схем, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование адекватного потребностям и мотивам субъекта поведения.

Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Данный процесс длительный и имеет физиологические, психологические и социальные аспекты.

Физиологические аспекты адаптации представляют собой совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма. Выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации к школе.

Первый этап – ориентировочный (2–3 недели). На данном этапе наблюдается значительное напряжение практически всех систем организма, поэтому у ребенка отмечается низкий уровень работоспособности, ее неустойчивость, быстрая утомляемость, высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы.

Высокое функциональное напряжение обусловлено сочетанием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок со статическим напряжением, связанным с необходимостью поддержания определенной позы при работе в классе. Специальные исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, показали, что самые обычные виды деятельности первоклассника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т.п.

Второй этап – неустойчивое приспособление (2–3 недели). Организм ребенка осуществляет поиск оптимальных вариантов реакций на различные воздействия (умственная работа по усвоению новых знаний, психологическая нагрузка общения в новом коллективе и т.п.).

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления (1–2 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом повышается работоспособность, ребенок начинает легче справляться с умственной и физической нагрузкой в школе.

Протекание этих фаз определяется многими факторами: состояние здоровья ребенка, возрастом начала обучения в школе, готовностью к систематическому обучению, соответствием требований педагога возможностям ребенка.

Продолжительность всех трех фаз адаптации в норме составляет 5–6 недель. Только по истечении указанного срока обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Напряжение организма в процессе адаптации определяет необходимость строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка.

По данным Н.В. Литвиненко, большинство детей адаптируется в школе в течение первых двух месяцев обучения (56%).

Меньшая группа (30%) отвечает школьным требованиям лишь к концу первого полугодия.

Третья группа детей (14%) испытывает сложности адаптации в течение всего года.

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале учебного года наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к учебной деятельности организм вчерашнего дошкольника. Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем "домашние", непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму образовательного учреждения.

1-14-ada.png

 

Одними из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Выделяют группы детей с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. Тяжелая адаптация сопровождается значительными нарушениями в состоянии здоровья, которые нарастают от начала к концу учебного года.

Критериями благополучной физиологической адаптации к школе могут служить хороший сон и аппетит, отсутствие жалоб на головные боли, а также выраженных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья ребенка.

 Психологические аспекты адаптации первоклассника связаны с принятием новой жизненной позиции и переходом к новому виду деятельности – учебной, в ходе которой возникают основные психологические новообразования младшего школьника. Учебная деятельность определяет дальнейшее психическое и личностное развитие младшего школьника.

Показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Выделяют четыре уровня адаптации:

I уровень – полная адаптация. Характеризуется оптимальным уровнем школьной тревожности, отличной или хорошей успеваемостью, высоким или средним уровнем учебной активности, благоприятным положением в коллективе сверстников, положительным эмоциональным отношением к учителю и отсутствием затруднений на поведенческом уровне;

II уровень – неполная адаптация. Оптимальный уровень школьной тревожности может сочетаться с удовлетворительной успеваемостью, нейтральным отношением к учителю. При этом отмечается низкий уровень учебной активности, в большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

III уровень – затрудненная адаптация. Она может иметь скрытый и открытый характер. У первоклассников с затрудненной адаптацией скрытого характера наблюдается повышенный уровень школьной тревожности на фоне отличной или хорошей успеваемости, высокий или средний уровень учебной активности, в большинстве случаев благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. У первоклассников с затрудненной адаптацией открытого характера отмечается сочетание повышенного уровня школьной тревожности с удовлетворительной успеваемостью, низким уровнем учебной активности и нейтральным отношением к учителю. В большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

IV уровень – дезадаптация. Для дезадаптированных к образовательной среде школьников характерны неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне.

 1-14-diagnost.png

При изучении психологической адаптации большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений. Сформированность "социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний" является одним из факторов психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая "неспецифическую" стрессовую реакцию организма. Трудности, возникающие в процессе школьной адаптации, выявляют прежде всего нарушение равновесия между потребностями ребенка, его стремлениями, субъективными представлениями и требованиями, которые предъявляет к его поведению школа.

Психическое здоровье, являющееся одним из основных показателей адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определенный резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом. Одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребенка на определенные жизненные события, эмоциональный фон и настроение.

Социальные аспекты адаптации определяются готовностью ребенка к изменению своего социального положения, необходимым уровнем сформированности средств общения, поведения и деятельности, владением социально-адекватными способами реализации эмоциональных состояний. Как уже отмечалось выше, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно сложно, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Поэтому в литературе чаще встречается термин "социально-психическая адаптация" – процесс, приводящий к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Е.Е. Кравцова при определении социально-психологической адаптации выделяет главным образом необходимый уровень сформированности средств общения, поведения и деятельности. Поэтому к критериям социально-психологической адаптации детей к школе она относит успешность обучения и дисциплинированность, а в группу дезадаптированных учеников включает детей, испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. детей с нарушением социальных контактов.

 

Выделяют 4 стадии социально-психологической адаптации.

 

Первая стадия - уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

Вторая стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

Третья стадия - приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

Четвертая стадия - уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

TurboSite