2.8. Формирование коллектива школьников как ведущее направление воспитательной работы учителя
Воспитание
личности в коллективе и через коллектив является не просто отголоском советской
системы. Это реально действующий тонкий инструмент, который позволяет
сформировать высокие уровни личности, ценностные ориентации, нравственные
смыслы.
На
схеме ниже представлена уровневая структура психики.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального
опыта.
Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в
неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации,
чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение
специально планируется и направляется педагогами. Ребенок с поступлением в школу
становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает
самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и, прежде всего,
классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член
общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы
взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их
игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым
коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно
осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно
приспосабливается к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в
своей правоте, он может занять активную позицию и не только высказывать свою
точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед
коллективом.
Таким
образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного
поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства, а
это те ситуации, которые способствуют личностному росту на конкретно-логическом
и нравственно-волевом уровнях. В конечном итоге это должно привести к
формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм,
инициативность, ответственность, социальная справедливость и
др.
Проявляя
социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как
арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря
педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление
утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе
благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные
личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение,
т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Один
из механизмов формирования личности через коллектив показан в теории многоуровневого
строения системы эмоциональной регуляции (предложена В.В.
Лебединским, О.С. Никольской и их последователями) (см., например: http://old.tashpmi.uz/uploads/files/emocianalniy.pdf.)
Данный
механизм основан, как видно из названия теории, на механизме эмоционального
реагирования. Способность заражаться эмоциональным
состоянием близкого человека появляется у ребенка очень рано. Это
возможно благодаря работе высшего, четвертого уровня эмоциональной регуляции –
уровня аффективной коммуникации. Эмоциональный заряд, который ребенок получает
от близкого человека, чрезвычайно значим для его аффективного развития. Понимание социальных правил и отношений,
адекватность в контактах с другими людьми, способность оценить свои поступки и
строить свое поведение с учетом потребностей, желаний, состояния других людей,
способность сострадать, жертвовать чем-то для других - все эти умения
формируются одновременно с развитием четвертого уровня аффективной регуляции, а
также являются отражением зрелой личности, появлением моральных, духовных
структур .
Другой
механизм формирования высших структур личности именно в коллективе можно
показать через духовное
ценностно-ориентационное единство членов коллектива (что отмечено, например,
в работах А.В. Петровского). Ценностно-ориентационное
единство в качестве показателя групповой сплоченности выступает как интегральная
характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения
мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам,
наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в
этой деятельности ее ценностных ориентации.
Третий механизм влияния группы на
высшие структуры личности, связан с исследованиями в социальной психологии. Так,
например, в учебниках по социальной
психологии Г.М. Андереевой, А.В. Петровского, классических трудах Г. Лебона и других отмечено, что в группах
протекают динамические процессы, влияющие на изменение активности личности,
которые получили название феноменов фасилитации, ингибиции, групповой
нормализации, групповой поляризации, подчинения авторитету, деиндивидуализации,
групповой активности:
·
фасилитация
— усиление активности личности в присутствии других людей;
·
ингибиция
— затормаживание деятельности, скованность личности в результате присутствия
других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности
человека;
·
групповая
нормализация
— изменение оценок, мнений, норм поведения членов группы под влиянием
коллективного воздействия окружающих;
·
групповая
поляризация
— приближение общегруппового мнения к какому-то экстеральному
полюсу;
·
подчинение
авторитету
— концентрированное отражение в сознании подчиненных убеждающего потенциала
личности руководителя;
·
деиндивидуализация
—
потеря самосознания и чувства личной ответственности личности в ситуациях,
которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном
человеке;
·
групповая
активность
— взаимодействие людей, которые в условиях разделения труда взаимно
приспосабливают индивидуальное поведение для достижения групповых
целей.
Как
видно, указанные феномены могут отрицательно действовать на личность, не давая
ей развиваться, но могут также и стимулировать ее рост. Причина – в уровне развития
группы, в которую человек попал. Чем выше уровень развития
группы, тем более больше шансов, что группа будет действовать на личность в положительном направлении.
Не
случайно в отечественной педагогике в советский период все воспитательные системы были построены на идее
формирования коллектива. Несмотря на изменившиеся социально-экономические
условия и идеологическую составляющую педагогической деятельности, многие
методы, принципы и технологии могут быть взяты на вооружение современными
воспитателями. Значение
коллектива для развития личности основано прежде всего на том,
что воспитание в коллективе является природосообразным, так как
оно соответствует социальной природе человека. Воспитание
реализует связь человека с обществом через воспитательный коллектив, который,
будучи идеальной моделью общества (отношений в обществе), дает возможность
каждой личности проживать ситуации общественного опыта, причем, что очень важно,
делать это в защищенных условиях гуманного организованного сообщества,
отмечает современный исследователь
Гриценко Л.И. (Источник: Гриценко Л.И.
Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке:
теория и практика).
Жизнь и деятельность ученического
коллектива и по сей день выстраивается в школах, разделяющих идеи воспитания
через коллектив, на таких принципах:
а) единство и целостность. Первичные
коллективы и объединения не должны организовывать свою деятельность
изолированно, а должны направлять ее на достижение общей цели воспитания
всесторонне развитой личности;
б) постоянное движение вперед. А.С
Макаренко основным законом коллектива считал движение как форму его жизни, а
любое его остановки - формой его смерти. Реализация этого принципа требует
последовательной постановки задач, привлечения воспитанников к их решению,
проявления с их стороны активности, переживание радости от успешного их
выполнения;
в) организация разнообразной деятельности.
Человеческая личность формируется только в деятельности, и разнообразные ее
виды, тем лучше условия для ее всестороннего развития. С учетом этого учеников,
кроме учеб ной деятельности, привлекают к общественно полезному труду, спорта,
художественной самодеятельности. Благодаря этому обогащается духовная жизнь
коллектива вообще и каждого учащегося;
г) формирование чувства чести. Оно
является индикатором отношения ученика к коллективу. Чувство чести связано с
чувствами долга и ответственности;
г) преемственность поколений, сохранение
коллективных традиций. Школьный коллектив ежегодно обновляется, вследствие
чего существует возможность передавать от поколения к поколению достояние,
традиции школы особое внимание следует уделить сохранению и приумножению
школьных традиций как неписаных законов, делающих жизнь коллектива
содержательной, целенаправленной им.
Коллектив как
общность людей, объединенная ценной и общественно значимой целью их совместной
деятельности, может стать эффективным фактором формирования и развития личности,
при котором свободное развитие каждого есть обязательное условие свободного
развития всех. Но чтобы стать коллективом, группа школьников должна пройти
нелегкий путь качественных преобразований в несколько стадий
(этапов).
|
На
первой стадии классный
руководитель имеет дело с классом, который пока не может быть назван
коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате
большой, напряженной работы классного руководителя. |
На
этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе
требований классных руководителей. Если следовать классификации А.Н. Лутошкина,
то этой стадии соответствуют его «Песчаная россыпь» и «Мягкая
глина»
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к
песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из
них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону,
рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет
россыпи.
Бывает так и в группах
людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый
отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще
мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти
навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого,
авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости
группы.
Группа эта существует
формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее
входит.
«Мягкая
глина»
Известно, что мягкая
глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него
можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе,
классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот
материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может
остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая
глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые
неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые
усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у
организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим здесь
звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные
– доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на
помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало
общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего
организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его
некому поддержать.
На второй стадии усиливается влияние актива,
который теперь не только поддерживает требования педагога (классного
руководителя), но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь
своими понятиями о том, что приносит пользу, а что ущерб интересам коллектива.
Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся
надежными помощниками наставника. Работа с активом на этом этапе требует
пристального внимания педагога (классного руководителя). Для второй стадии
характерна стабилизация структуры коллектива, являющегося в это время уже
целостной системой, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и
саморегуляции. Коллектив уже способен требовать от своих членов определенных
норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом,
на второй стадии развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного
воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога (классного руководителя) на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива
для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только
теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект
воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно
использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В
общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива,
высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные
стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных
качеств личности. Развитие коллектива на второй стадии связано с преодолением
противоречий между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем
развитии требования коллектива, или, наоборот, отстающими от этих требований;
между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива
и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников
с различными ценностными ориентациями и т.д. В связи с этим в развитии
коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
По классификации Н.А. Лутошкина
уровень развития коллектива соответствует «Мерцающему
маяку».
«Мерцающий
маяк»
В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно,
«так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает
пучки света, как бы говоря: « Я здесь, я готов прийти на
помощь».
Формирующийся коллектив
озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе
преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но
желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного
горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого
опереться. Авторитетны «смотрители» маяка. Те, которые не дадут погаснуть
огню, – организаторы, актив.
Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до
конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в
преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы
подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не
столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе,
но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим
проявление активности всплесками, да и то не у всех.
|
Третья стадия характеризует расцвет
коллектива и отличается рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих
этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на данной
стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых
друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к
своим товарищам. |
Одно это уже свидетельствует о
достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек.
Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную,
нравственную личность. На третьей стадии коллектив превращается в инструмент
индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки
событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей
стадии.
По классификации Н.А. Лутошкина, на
этой стадии коллектив похож на
«Алый парус» или «Горящий факел».
«Алый
парус»
Алый парус – это символ
устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему
долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское
участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и
взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные
организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они
бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство
гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в
соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом
попросят.
Хотя коллектив и
сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям.
Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение
может быть исправлено.
«Горящий
факел»
Горящий факел – это
живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля,
отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не
только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все
качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы,
спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя
счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы,
которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где
бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям,
освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Процесс развития коллектива
рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к
другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для
перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая
стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.
Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он
достиг очень высокого уровня.
В связи с этим некоторые педагоги
выделяют четвертую и последующие стадии развития коллектива, на
которых каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам
предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм
становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс
самовоспитания.
На всех стадиях развития возникают,
крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции — устойчивые формы коллективной
жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции
помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания,
украшают жизнь. Большие традиции — это яркие массовые события, подготовка и
проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его
силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции
скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они
учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки
поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает
установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются
и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их
решения становятся со временем более или менее популярными, что способствует
возникновению новых и стиранию старых традиций.
Образовательный центр № 825 Москвы (школа им. В.А. Караковского) является одним из ярких примеров образовательных организаций, которые строят свою воспитательную работу на принципах развития личности через коллектив. Посмотрите план воспитательной работы данной школы (https://sch825uv.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/613bd8f702753.pdf ), а также план работы школы на 2020 – 2021 учебный год: https://sch825uv.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/613bd42fccec0.pdf
А
в качестве методических материалов,
которые помогут учителю организовать воспитательную работу в классе по
формированию коллектива школьников, можно предложить разработки
авторов:
1) Н.В. Щуркова Собрание пестрых дел.
2) И.П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел.
3) Материалы по коммунарской методике: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bib.html
г. Кемерово : http://xn----8sbbb3ar3bjfar.xn--p1ai/pm-ytim-met,
г. Челябинск: https://vk.com/komsbor.