Предисловие
Данное пособие
подготовлено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению
подготовки 44.03.01 «Педагогическое
образование» и 44.03.05
«Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» предпочтительно
для студентов профилей «Начальное образование», «Начальное образование и
иностранный язык», «Музыкальное образование», «Изобразительное
искусство».
Содержание
пособия отражает авторский взгляд на курс педагогической психологии для
будущих педагогов, а также систему заданий для формирования и контроля
компетенций выпускника, будущего педагога.
Отдельная
учебная дисциплина «Педагогическая психология» не может познакомить студента со
всей системой взглядов, подходов, методов и приемов выполнения педагогических и
психологических функций учителя в разных сферах профессиональной деятельности.
Вместе с тем, она может выступать тем учебным предметом, который поможет
вчерашнему школьнику переориентировать мышление с эмпирического на
теоретическое [Используется
терминология В.В. Давыдова, известного советского, российского педагога и
психолога, заложившего совместно с Д.Б. Элькониным концепцию развивающего
обучения учащихся], стать истинным субъектом
учебно-профессиональной деятельности, основа которой – теоретические и
содержательные обобщения по разным областям науки и искусства, а не набор
рецептов на разные случаи жизни.
Данное
пособие включает раздел Практических
занятий
и Практикум с
большим количеством разных учебных и профессиональных задач,
компетентносто-ориентированных заданий, которые можно решить с помощью как
эмпирического мышления, так и теоретического. Задача преподавателя – показать
достоинства и преимущества теоретического мышления, его силу, сферы
применения.
Задания,
предлагаемые студентам, имеют разный уровень сложности:
Задания
1-го уровня выполнимы
при минимальном освоении компетенции, предусмотренной федеральным
государственным образовательным стандартом. В методологии TUNING это
базовый (Basic)
уровень.
Студент
допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения
задания прикладного характера, не всегда доказательно может обосновать свои
суждения, но выбранные способ решения верный.
Задания
2-го уровня выполнимы
при среднем уровне освоения компетенции. В методологии TUNING это
соответствует промежуточному (Intermediate)
уровню. При этом студент проявляет признаки полного освоения
минимального уровня: понимает и грамотно излагает материал, владеет
профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для
решения типовых задач прикладного характера.
Задания
3-го уровня выполнимы,
если студент, свободно ориентируется в классических подходах и теориях, делает
попытки связывать их с актуальными вопросами педагогической практики, готов
предлагать оригинальные идеи. В методологии TUNING это
соответствует Продвинутому (Advanced)
уровню. При этом студент проявляет признаки полного освоения
максимального уровня: дает творческие
и инновационные решения, устанавливает и использует межпредметные
связи.
В
учебник включен также Практикум,
как инструмент работы с психологическим явлением, затронутым в содержании
курса.
Желаем
студентам ярких минут размышлений, увлекательных часов
научных находок и понимания, что уметь учиться и работать,
используя обобщенные способы деятельности, часто полезнее и выгоднее, чем знать
огромное число конкретных решений конкретных ситуаций.
В
добрый час!
Данный
учебник стал возможен благодаря преподавательскому составу разных лет
педагогического факультета (ныне Института педагогических образования и социальных технологий).
(скачать
файл)
Также
выражаю огромную благодарность и признательность людям, вдохновившим меня на
создание этого труда и поддерживающих на протяжении всего времени его
написания: Крылову Юрию Николаевичу, Нестеровой Ирине Федоровне, Вальтеран
Елене Витальевне, Силковой Татьяне Григорьевне - людям, поддерживающим меня
в любых моих начинаниях, оказавших огромное влияние на мое мировоззрение,
отношение к науке, педагогической деятельности, истории, людям.
Если ваш браузер отражает страницы в урезанном ввиде, без левого поля с ссылками на дополнительный материал, посмотрите видео-комментарий по навигации.
(скачать
файл)