Предисловие

Данное пособие подготовлено для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки»  предпочтительно для студентов профилей «Начальное образование», «Начальное образование и иностранный язык», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство».

Содержание пособия отражает авторский взгляд на курс педагогической психологии для будущих педагогов, а также систему заданий для формирования и контроля компетенций выпускника, будущего педагога.

Отдельная учебная дисциплина «Педагогическая психология» не может познакомить студента со всей системой взглядов, подходов, методов и приемов выполнения педагогических и психологических функций учителя в разных сферах профессиональной деятельности. Вместе с тем, она может выступать тем учебным предметом, который поможет вчерашнему школьнику переориентировать мышление с эмпирического на теоретическое [Используется терминология В.В. Давыдова, известного советского, российского педагога и психолога, заложившего совместно с Д.Б. Элькониным концепцию развивающего обучения учащихся], стать истинным субъектом учебно-профессиональной деятельности, основа которой – теоретические и содержательные обобщения по разным областям науки и искусства, а не набор рецептов на разные случаи жизни.

Данное пособие включает раздел Практических занятий  и Практикум с большим количеством разных учебных и профессиональных задач, компетентносто-ориентированных заданий, которые можно решить с помощью как эмпирического мышления, так и теоретического. Задача преподавателя – показать достоинства и преимущества теоретического мышления, его силу, сферы применения.


         Задания, предлагаемые студентам, имеют разный уровень сложности:

Задания 1-го уровня выполнимы при минимальном освоении компетенции, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом. В методологии TUNING это базовый (Basic) уровень. Студент допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения задания прикладного характера, не всегда доказательно может обосновать свои суждения, но выбранные способ решения верный.

Задания 2-го уровня выполнимы при среднем уровне освоения компетенции. В методологии TUNING это соответствует промежуточному (Intermediate) уровню. При этом студент проявляет признаки полного  освоения минимального уровня: понимает и грамотно излагает материал, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения типовых задач прикладного характера.

Задания 3-го уровня выполнимы, если студент, свободно ориентируется в классических подходах и теориях, делает попытки связывать их с актуальными вопросами педагогической практики, готов предлагать оригинальные идеи.  В методологии TUNING  это соответствует  Продвинутому (Advanced) уровню. При этом студент проявляет признаки полного  освоения максимального уровня: дает  творческие и инновационные решения, устанавливает и использует межпредметные связи.

В учебник включен также Практикум, как инструмент работы с психологическим явлением, затронутым в содержании курса.

Желаем студентам ярких минут размышлений, увлекательных часов научных  находок и понимания, что  уметь учиться и работать, используя обобщенные способы деятельности, часто полезнее и выгоднее, чем знать огромное число конкретных решений конкретных ситуаций.

 

В добрый  час!

 

Данный учебник стал возможен благодаря преподавательскому составу разных лет педагогического факультета (ныне Института педагогических  образования и социальных технологий). (скачать файл)

 

 

Также выражаю огромную благодарность и признательность людям, вдохновившим меня на создание этого труда и поддерживающих на протяжении всего времени его написания: Крылову Юрию Николаевичу, Нестеровой Ирине Федоровне, Вальтеран Елене Витальевне, Силковой Татьяне Григорьевне - людям, поддерживающим меня в любых моих начинаниях, оказавших огромное влияние на мое мировоззрение, отношение к науке, педагогической деятельности, истории, людям.

Также хочу выразить благодарность удивительным людям, моим коллегам: Травиной Светлане Анатольевне,  Креславской Татьяне Алексеевне, Кулагиной Анне Александровне, Голубевой Тамаре Алексеевне, Добросмысловой Светлане Николаевне, Лельчицкому Игорю Давыдовичу, Татариновой Виктории Владимировне, Барановой Наталье Александровне. Данное пособие - результат профессионального понимания и поддержки, ярких моментов профессионального общения, взаимовыручки, дружной атмосферы и оптимистичного настроя, которые создали мои коллеги!  

Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам: Шатюк Татьяне Георгиевне (кандидату педагогических наук, заведующей кафедрой социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины), Шустовой Инне Юрьевне (доктору педагогических наук, ведущему научному сотруднику Лаборатории развития личности в системе образования Института стратегии развития образования РАО), Ермакову Павлу Николаевичу (научному руководителю Южного федерального университета направления психология и педагогика, руководителю ЮРНЦ РАО, заведующему кафедрой физиологии и клинической психологии, академику РАО, доктору биологических наук, профессору).

Оформление данного учебника не было бы полным без ценных замечаний Смирновой (Bakke) Натальи Владимировны по техническим и дизайнерским вопросам, а также кропотливой работы технического редактора издательства ТвГУ Соколовой Алины Юрьевны.

Если ваш браузер отражает страницы в урезанном ввиде, без левого поля с ссылками на дополнительный материал, посмотрите видео-комментарий по навигации. (скачать файл)

 

TurboSite