2.2. Основные механизмы воспитания личности

 

Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Воспитание в отличие от процесса социализации всегда целенаправленный, специально организованный процесс, поэтому можно говорить о воспитательной деятельности. В отечественной психологии сложилось такое понимание деятельности – это активность, направленная на достижение поставленной цели. Таким образом, у деятельности всегда есть субъект – тот, кто ее осуществляет.

 

Если говорить о современном подходе к воспитанию, что следует говорить как об индивидуальном субъекте – отдельном педагоге (который ставит свои задачи, имеет свою манеру их решения и пр.), так и о коллективном субъекте – педагогическом коллективе или связке «педагогический коллектив – воспитанники».

В настоящее время существует очень большое разнообразие целей воспитания в зависимости от воспитательной системы, используемой технологии воспитания. В некоторых системах ставятся глобальные цели – например, всестороннее развитие личности, но степень ее достижения очень трудно оценить.

 

Нередко в свете веяний новых образовательных стандартов цель воспитательной деятельности связывают с формированием компетенций. Данный подход, с нашей точки зрения, ошибочен, так как, во-первых, психологические механизмы формирования компетентности и конкретных компетенций четко не отражены ни в какой концепции. А во-вторых, компетенция предполагает скорее формализованное действо воспитанников, основанное на рациональном начале человека, в первую очередь его сознании, и такое понимание цели воспитания очень сужает, сковывает, отбрасывает иррациональные, интуитивные элементы жизни воспитанника, бессознательную сторону его личности, его уникальность и неповторимость.

 

 Об управлении воспитательной деятельностью в образовательном учреждении следует говорить, если идет речь и об индивидуальном субъекте, и о коллективном. Известный отечественный психолог Ю.М. Орлов отмечает: «управлять – значит вызывать желательное поведение, придать ему какие-то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в другом, в предмете управления» [http://sanogen.ru/uprav.htm]. Сравнивая индивидуальный и коллективный субъект, можно увидеть разницу в механизмах их воздействия на личность воспитанников, в способах  управления. Индивидуальный субъект, осуществляя воспитательную деятельность, воздействуя непосредственно на разные уровни личности воспитанника, пытается таким образом получить определенную структуру личности другого, добиться от него определенных поступков, устойчивых моделей поведения. В таблице 1 представлены механизмы и методы воспитательного воздействия индивидуального субъекта.

 

Таблица 1

Механизмы и методы воспитательного воздействия индивидуального субъекта воспитательной деятельности

2-2-tab1.png

 

Коллективный субъект воздействует, во-первых, в основном через уровень общественного мнения, а значит опосредованно на уровни личности каждого члена группы. Управление здесь соотносится с какой-либо чертой данной личности и действует неявно. Ее поведение управляется представлением о себе, согласно которому она должна вести себя именно так. Отклонение от этих «встроенных программ» будет автоматически наказано чувством вины или стыда перед другими и самим собой. Опосредованность воздействия хорошо показана в стадиях развития коллектива А.С. Макаренко. Механизмом управления становится ценностно-ориентационное единство. Во-вторых, коллективный субъект предполагает появление и распределение ролей и функций в совместной воспитательной деятельности. В результате появляются доминирующие и исполнители.

 

Доминирующие управляют. И здесь сильным механизмом становятся установки доминирующих членов – установка на насилие или ненасилие. Таким образом, методы воздействия коллективного субъекта всегда богаче, разнообразнее, чем индивидуального. Он действует и на все уровни личности каждого конкретного человека, будь то ученик, педагог или любой другой работник образовательного учреждения. Коллективный субъект действует также на разные ролевые структурные уровни сложившихся в данном образовательном учреждении: генераторов идей, экспертов, критиков (оппозиции), организаторов и лидеров (доминирующих членов), исполнителей, а также самоустраняющихся пассивных, инертных членов. Если попытаться обобщить механизмы воспитательного воздействия коллективного субъекта, то получим таблицу 2.

Таблица 2

Механизмы и методы воспитательного воздействия коллективного субъекта воспитательной деятельности

 2-2-ab2.png

 

Таким образом, коллективный субъект использует более широкую сеть методов воспитательного воздействия, потому что задействованы механизмы влияния на разные уровни человека, как самостоятельной личности, так и представителя какой-либо группы.

 

Социальный механизм воспитания основан на общественной морали, социальных законах, установках, запретах, поощрениях. Поведение человека в данном случае регулируется общественными и правовыми нормами.

Педагогический механизм воспитания основан на организованном учителем  взаимодействии учащихся между собой, а также во взрослыми.

Социально-психологический механизм воспитания основан:

1) на формуле формирования сознания: знание – понимание - переживание – мотив – поведение – деятельность – мировоззрение. Считается, что можно влиять на начальные (первые уровни) человеческого сознания   для изменения более высоких уровней и наоборот;

2) на тесной взаимосвязи психики и физиологии человека: изменяя психические состояния, можно влиять на физиологию, изменяя физиологические состояния, можно управлять психическими состояниями.

Нейродинамический механизм воспитания основан на последовательности: потребность – усилие – удовлетворение. Создавая условия для удовлетворения потребностей или, наоборот, препятствуя  этому, педагог через регуляцию усилий воспитанников может либо создавать у них удовлетворение, либо препятствовать.

Межличностный механизм воспитания основан на подражании, отражении, психическом заражении, на законе группового давления.

Физиологический механизм воспитания основан на установлении нервных связей, условных и безусловных рефлексов

 

Посмотрите фильм 1966-го года «Республика ШКИД». В нем вы увидите все механизмы воспитания, описанные в  данном параграфе.

 

 

TurboSite