2.2. Основные механизмы воспитания личности
Воспитание
– целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в
общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными
моделями.
Воспитание в отличие от процесса социализации всегда целенаправленный, специально организованный процесс, поэтому можно говорить о воспитательной деятельности. В отечественной психологии сложилось такое понимание деятельности – это активность, направленная на достижение поставленной цели. Таким образом, у деятельности всегда есть субъект – тот, кто ее осуществляет.
Если
говорить о современном подходе к воспитанию, что следует говорить как об индивидуальном субъекте – отдельном
педагоге (который ставит свои задачи, имеет свою манеру их решения и пр.), так и
о коллективном субъекте –
педагогическом коллективе или связке «педагогический коллектив – воспитанники».
В настоящее время существует очень большое разнообразие целей воспитания в зависимости от воспитательной системы, используемой технологии воспитания. В некоторых системах ставятся глобальные цели – например, всестороннее развитие личности, но степень ее достижения очень трудно оценить.
Нередко в свете веяний новых образовательных стандартов цель воспитательной деятельности связывают с формированием компетенций. Данный подход, с нашей точки зрения, ошибочен, так как, во-первых, психологические механизмы формирования компетентности и конкретных компетенций четко не отражены ни в какой концепции. А во-вторых, компетенция предполагает скорее формализованное действо воспитанников, основанное на рациональном начале человека, в первую очередь его сознании, и такое понимание цели воспитания очень сужает, сковывает, отбрасывает иррациональные, интуитивные элементы жизни воспитанника, бессознательную сторону его личности, его уникальность и неповторимость.
Об управлении воспитательной
деятельностью в образовательном учреждении следует говорить, если идет речь и об
индивидуальном субъекте, и о коллективном. Известный отечественный психолог Ю.М.
Орлов отмечает: «управлять – значит вызывать желательное поведение, придать ему
какие-то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в
другом, в предмете управления» [http://sanogen.ru/uprav.htm]. Сравнивая
индивидуальный и коллективный субъект, можно увидеть разницу в механизмах их
воздействия на личность воспитанников, в способах управления. Индивидуальный субъект,
осуществляя воспитательную деятельность, воздействуя непосредственно на разные
уровни личности воспитанника, пытается таким образом получить определенную
структуру личности другого, добиться от него определенных поступков, устойчивых
моделей поведения. В таблице 1 представлены механизмы и методы воспитательного
воздействия индивидуального субъекта.
Таблица
1
Механизмы
и методы воспитательного воздействия индивидуального субъекта воспитательной
деятельности
Коллективный субъект воздействует, во-первых, в основном через уровень общественного мнения, а значит опосредованно на уровни личности каждого члена группы. Управление здесь соотносится с какой-либо чертой данной личности и действует неявно. Ее поведение управляется представлением о себе, согласно которому она должна вести себя именно так. Отклонение от этих «встроенных программ» будет автоматически наказано чувством вины или стыда перед другими и самим собой. Опосредованность воздействия хорошо показана в стадиях развития коллектива А.С. Макаренко. Механизмом управления становится ценностно-ориентационное единство. Во-вторых, коллективный субъект предполагает появление и распределение ролей и функций в совместной воспитательной деятельности. В результате появляются доминирующие и исполнители.
Доминирующие
управляют. И здесь сильным механизмом становятся установки доминирующих членов –
установка на насилие или ненасилие. Таким образом, методы воздействия
коллективного субъекта всегда богаче, разнообразнее, чем индивидуального. Он
действует и на все уровни личности каждого конкретного человека, будь то
ученик, педагог или любой другой работник образовательного учреждения.
Коллективный субъект действует также на разные ролевые структурные уровни
сложившихся в данном образовательном учреждении: генераторов идей, экспертов,
критиков (оппозиции), организаторов и лидеров (доминирующих членов),
исполнителей, а также самоустраняющихся пассивных, инертных членов. Если
попытаться обобщить механизмы воспитательного воздействия коллективного
субъекта, то получим таблицу 2.
Таблица
2
Механизмы и методы воспитательного воздействия коллективного субъекта воспитательной деятельности
Таким образом, коллективный субъект использует более широкую сеть методов воспитательного воздействия, потому что задействованы механизмы влияния на разные уровни человека, как самостоятельной личности, так и представителя какой-либо группы.
Социальный
механизм воспитания
основан на общественной морали, социальных законах, установках, запретах,
поощрениях. Поведение человека в данном случае регулируется общественными и
правовыми нормами.
Педагогический
механизм воспитания
основан на организованном учителем
взаимодействии учащихся между собой, а также во
взрослыми.
Социально-психологический
механизм воспитания
основан:
1)
на формуле формирования сознания: знание – понимание - переживание – мотив –
поведение – деятельность – мировоззрение. Считается, что можно влиять на
начальные (первые уровни) человеческого сознания для изменения более высоких
уровней и наоборот;
2)
на тесной взаимосвязи психики и физиологии человека: изменяя психические состояния,
можно влиять на физиологию, изменяя физиологические состояния, можно управлять
психическими состояниями.
Нейродинамический
механизм
воспитания основан на последовательности: потребность – усилие – удовлетворение.
Создавая условия для удовлетворения потребностей или, наоборот, препятствуя этому, педагог через регуляцию усилий
воспитанников может либо создавать у них удовлетворение, либо
препятствовать.
Межличностный
механизм воспитания
основан на подражании, отражении, психическом заражении, на законе группового
давления.
Физиологический
механизм воспитания
основан на установлении нервных связей, условных и безусловных
рефлексов
Посмотрите фильм 1966-го года «Республика ШКИД». В нем вы увидите все механизмы воспитания, описанные в данном параграфе.