3.1. Психологическое описание педагогической деятельности

Труд учителя – это искусство или этому можно научиться?

Наука или искусство?

С точки зрения психологической науки труд учителя – искусство, основным принципам  которого  можно обучиться,   он состоит из трёх элементов: педагогическое общение, педагогическая деятельность, личность учителя.

3-1-1.png

Каждый из этих элементов состоит из  индивидуально-субъективных характеристик  (того уникального, что присуще каждому индивиду, а также нормативного обязательного уровня, заданного в Профессиональном стандарте педагога http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf)   и образовательных стандартах тех учебных заведений, которые ведут подготовку учителей, например, ФГОС ВО https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/.

В психологии труда имеется понятие профессиограмма – описание профессии – этот документ отражает особенности профессии (блок объективных характеристик труда), а также систему требований профессии к психофизиологическим и психологическим качествам человека (блок субъективных характеристик личности специалиста = психограмма).

Блок объективных характеристик труда учителя (профессиограмма) включает:

1) назначение профессии и функции специалиста;

2) средства труда;

3) условия труда;

4) нормы и результат труда;

5) перечень профессиональных знаний, умений, навыков.

 

Если говорить о назначении профессии и функциях специалиста, то в настоящее время имеется некоторое расхождение в исторически сложившемся понимании цели профессии учителя, достижениями психологии труда учителя и требованиями нормативных документамов.

Так, исторически ЦЕЛЬЮ деятельности ПЕДАГОГА в нашей стране является приобщение обучающихся к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности.

В связи с этим прослеживается как минимум 3 функции: управленческая (организация и контроль образовательного процесса в классе), педагогическая (обучение и воспитание), психологическая (развитие учеников, обеспечение им психологической защиты и комфорта в образовательном процессе, диагностика особенностей учеников, консультирование родителей по вопросам сотрудничества в организации учебной и воспитательной  деятельности)

С точки зрения требований ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА, ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ педагога является оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам. Такая формулировка принижает социальное значение деятельности педагога, ставя его на один уровень с любыми бытовыми услугами, например, по ремонту обуви, аренде помещений, строительству и прочими, в которых социальная ответственность за результат труда не сравнима с работой педагога.

Не менее психологически негативно влияет введение в нормативных документах словосочетания «педагогический работник» вместо гордого «учитель». Кроме того, внешне кажется, что профессиональный стандарт очень сокращает педагогические функции лишь до одной – собственно педагогической, включающей обучающую, развивающую, воспитательную, хотя трудовые действия, указанные в стандарте, предполагают более широкий репертуар функций, но вынесенное в раздел II. описание трудовых функций создает впечатление упрощенности.

Поскольку данное учебное пособие – отражение в первую очередь научного взгляда на психологию труда учителя, то в дальнейшем основной акцент будет смещен именно на научные исследования и выявленные закономерности труда учителя с некоторыми комментариями к существующим нормативным актам.

Средствами труда учителя являются так называемые функциональные –   это проявления различных функций человеческого тела и ума, оказывающие воздействия на предмет труда, например, устная и письменная речь, мимика, познавательные процессы (ощущение и восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Средствами труда учителя являются его интеллект и общение как вербальное, так и невербальное.

Условия труда учителя связаны с теми сферами жизни, в которые включен учитель в своей профессиональной деятельности: а) администрация и другие учителя; б) группа учеников, класс или несколько классов; в) отдельные учащиеся; г) собственный внутренний мир учителя; д) семья и родственники учителя.

В любой профессии именно условия труда со временем при недостаточной психологической профилактике и гигиене вызывают профессиональные и личностные деформации  искажения личностных  черт и черт характера, приводящие к формированию специфически-профессионального типа личности.

Если рассматривать условия педагогической деятельности, то отмечена следующая связь условий деятельности и деформаций личности и деятельности:

1. Учителя работают в педагогических коллективах, которые для упрощения и системности своей работы вынуждены  следовать многим правилам, как традиционным именно для этого образовательного учреждения, так и спущенных сверху. В результате сфера «учитель – коллеги и администрация» требует от каждого учителя жесткой дисциплины, постоянного сохранения и формирования своего авторитета. Со временем способы поведения, закрепившиеся в профессиональной деятельности, переносятся учителем в другие сферы жизни, возникает директивность, назидательность, жизнь по принципу «если я должен, то  и все должны».

2. Сфера «учитель – группа детей» отличается такими эмоционально напряженными условиями: 

·  недостаток или избыток информации, которые порождают информационный стресс;

·  эмоциональные перегрузки, вызванные ежедневными многочисленными контактами с одними и теми же людьми, что порождает эмоциональное выгорание и профессиональное старение;

·  шум на перемене, который  является негативным фактором, влияющим на психофизиологические параметры и работоспособность;

·  высокая моральная ответственность – учитель несет ответственность не только за результаты развития и личностного благополучия ученика, но и за его жизнь и здоровье в период нахождения ученика в школе – что несомненно, вызывает быстрое эмоциональное выгорание. Именно поэтому отпуск у учителей составляет 56 календарных дней, чтобы психика могла восстановиться, и срок выхода на пенсию раньше других;

·  почти неограниченная власть над детьми. Бисмарк в свое время не зря сказал, что  «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя», потому что учитель формирует мировоззрение и сознание детей. Данное условие порождает такую деформацию, как различные виды агрессии;

·  необходимость ориентировать учеников на свое поведение, отражающее социальные нормы вызывает деформацию самооценки учителя. Возникновение авторитарной позиции «учитель всегда прав», а также эмоциональные нарушения, связанные с повышенным вниманием к поведению учителя со стороны общества в целом и родителей учеников.

3. Сфера «учитель – его собственный внутренний мир» всегда находится в условиях постоянного самодавления, самоограничения, потому что учителю для выполнения его профессиональных функций важно быть в нормальной психологической и физической форме даже при недомогании, усталости, бытовых неурядицах. Деятельность в данных условиях  приводит к эмоциональному выгоранию, эмоционаьным срывам дома;

4. Сфера «учитель – его семья» страдает от условия поглощения профессиональной деятельностью личной и бытовой жизни, что приводит к неухоженности или отсутствии семейной жизни учителя (если посмотреть на среднестатистическую школу, то можно увидеть, что около 30 % учителей  никогда не имели собственную семью), к уменьшению социальных контактов вне школы, к эмоциональному выгоранию.

  В любом труде есть нормы, определяющие, что можно, а что нельзя делать работнику, и какие результаты должны быть достигнуты, поэтому нормы и результаты делят на  результативные и процессуальные.

Результативные нормы труда учителя – это то, что достигается в результате труда: обученность, воспитанность, развитость учеников.

Процессуальные нормы труда учителя показывают процесс, как можно, а как нельзя достигать результатов.

Учителю запрещено: применять к ученику меры физического и психического насилия. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Что можно делать учителю   определено в  Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации). 

 

Перечень профессиональных знаний и компетенций педагога определен в профессиональном стандарте соответствующего уровня:

·  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"»

·  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта» "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"»

 

 Блок субъективных характеристик труда учителя – требования к его личностным качествам и мотивации профессиональной деятельности, составляют психограмму.


  Профессионально-важные качества личности (ПВК)

3-1--pvk.png

А.К.Маркова определяет педагогическую направленность как «систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности».

Л.М. Митина определяет педагогическую направленность, как «устойчивую доминирующую систему мотивов, убеждений, склонностей, интересов, которая определяет поведение учителя, его отношение к профессии, своему труду, ребенку».

В настоящее время профессионально важные качества принято рассматривать как новообразования педагогической деятельности – то,  что возникло в психике учителя под влиянием того, что он включен в профессиональную педагогическую деятельность. Это будет рассмотрено в параграфе 3.3.  Психологические  новообразования педагога в профессиональной деятельности.

 

TurboSite