3.1. Психологическое описание педагогической деятельности
Труд
учителя – это искусство или этому можно научиться?
Наука
или искусство?
С
точки зрения психологической науки труд учителя – искусство,
основным принципам которого можно обучиться, он состоит из
трёх элементов: педагогическое общение, педагогическая деятельность, личность
учителя.
Каждый из этих элементов состоит из индивидуально-субъективных характеристик (того уникального, что присуще каждому индивиду, а также нормативного обязательного уровня, заданного в Профессиональном стандарте педагога http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf) и образовательных стандартах тех учебных заведений, которые ведут подготовку учителей, например, ФГОС ВО https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/.
В
психологии труда имеется понятие профессиограмма – описание профессии –
этот документ отражает особенности профессии (блок объективных характеристик труда), а
также систему требований профессии к психофизиологическим и психологическим
качествам человека (блок субъективных
характеристик личности специалиста = психограмма).
Блок
объективных характеристик труда учителя (профессиограмма)
включает:
1)
назначение профессии и функции специалиста;
2)
средства труда;
3)
условия труда;
4)
нормы и результат труда;
5)
перечень профессиональных знаний, умений, навыков.
Если
говорить о назначении профессии и функциях специалиста, то в настоящее время
имеется некоторое расхождение в исторически сложившемся понимании цели профессии
учителя, достижениями психологии труда учителя и требованиями нормативных документамов.
Так,
исторически ЦЕЛЬЮ деятельности
ПЕДАГОГА в нашей стране является приобщение обучающихся к ценностям культуры,
формирование разносторонне развитой личности.
В
связи с этим прослеживается
как минимум 3 функции: управленческая (организация и контроль
образовательного процесса в классе),
педагогическая (обучение и
воспитание), психологическая
(развитие учеников, обеспечение им психологической защиты и комфорта в
образовательном процессе, диагностика особенностей учеников, консультирование
родителей по вопросам сотрудничества в организации учебной и воспитательной деятельности)
С
точки зрения требований ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА, ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
педагога является оказание
образовательных услуг по основным общеобразовательным программам. Такая
формулировка принижает социальное значение деятельности педагога, ставя его на
один уровень с любыми бытовыми услугами, например, по ремонту обуви, аренде
помещений, строительству и прочими, в которых социальная ответственность за
результат труда не сравнима с работой педагога.
Не
менее психологически негативно влияет введение в нормативных документах
словосочетания «педагогический работник» вместо гордого «учитель». Кроме того,
внешне кажется, что профессиональный стандарт очень сокращает педагогические
функции лишь до одной – собственно педагогической, включающей обучающую, развивающую,
воспитательную, хотя трудовые действия, указанные в стандарте, предполагают более
широкий репертуар функций, но вынесенное в раздел II.
описание трудовых функций создает впечатление упрощенности.
Поскольку
данное учебное пособие – отражение в первую очередь научного взгляда на психологию труда
учителя, то в дальнейшем основной акцент будет смещен именно на научные
исследования и выявленные закономерности труда учителя с некоторыми
комментариями к существующим нормативным актам.
Средствами
труда учителя являются так называемые функциональные – это проявления различных функций
человеческого тела и ума, оказывающие воздействия на предмет труда,
например, устная и письменная речь, мимика, познавательные процессы (ощущение и
восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Средствами труда учителя
являются его интеллект и общение
как вербальное, так и невербальное.
Условия
труда учителя связаны
с теми сферами жизни, в которые включен учитель в своей профессиональной
деятельности:
а) администрация и другие учителя;
б) группа учеников, класс или несколько классов;
в) отдельные учащиеся;
г) собственный внутренний мир
учителя;
д) семья и родственники учителя.
В
любой профессии именно условия труда со временем при недостаточной
психологической профилактике и гигиене вызывают профессиональные и личностные деформации
– искажения личностных черт и черт характера, приводящие
к
формированию специфически-профессионального типа личности.
Если
рассматривать условия педагогической
деятельности, то отмечена следующая связь условий деятельности и деформаций
личности и деятельности:
1. Учителя работают в педагогических коллективах, которые для упрощения и
системности своей работы вынуждены
следовать многим правилам, как традиционным именно для этого
образовательного учреждения, так и спущенных сверху. В результате сфера «учитель – коллеги и администрация» требует от каждого учителя жесткой дисциплины, постоянного
сохранения и формирования своего авторитета. Со временем способы поведения,
закрепившиеся в профессиональной деятельности, переносятся учителем в другие
сферы жизни, возникает директивность,
назидательность, жизнь по принципу «если я должен, то и все должны».
2.
Сфера «учитель – группа детей»
отличается такими эмоционально напряженными условиями:
·
недостаток
или избыток информации, которые порождают информационный
стресс;
·
эмоциональные
перегрузки, вызванные ежедневными многочисленными контактами с одними и теми же
людьми, что порождает эмоциональное выгорание и профессиональное
старение;
·
шум
на перемене, который является
негативным фактором, влияющим на психофизиологические параметры и
работоспособность;
·
высокая
моральная ответственность – учитель несет ответственность не только за
результаты развития и личностного благополучия ученика, но и за его жизнь и
здоровье в период нахождения ученика в школе – что несомненно, вызывает быстрое
эмоциональное выгорание. Именно поэтому отпуск у учителей составляет 56
календарных дней, чтобы психика могла восстановиться, и срок выхода на пенсию
раньше других;
·
почти
неограниченная власть над детьми. Бисмарк в свое время не зря сказал, что «войны выигрывают не генералы, а школьные
учителя», потому что учитель формирует мировоззрение и сознание детей. Данное
условие порождает такую деформацию, как различные виды
агрессии;
·
необходимость
ориентировать учеников на свое поведение, отражающее социальные нормы вызывает
деформацию самооценки учителя. Возникновение авторитарной позиции «учитель
всегда прав», а также эмоциональные нарушения, связанные с повышенным вниманием
к поведению учителя со стороны общества в целом и родителей
учеников.
3.
Сфера «учитель – его собственный внутренний мир» всегда находится в условиях постоянного самодавления,
самоограничения, потому что учителю для выполнения его профессиональных функций
важно быть в нормальной психологической и физической форме даже при недомогании,
усталости, бытовых неурядицах. Деятельность в данных условиях приводит к эмоциональному выгоранию,
эмоционаьным срывам дома;
4.
Сфера «учитель – его семья» страдает
от условия поглощения профессиональной деятельностью личной и бытовой жизни, что
приводит к неухоженности или отсутствии семейной жизни учителя (если посмотреть
на среднестатистическую школу, то можно увидеть, что около 30 % учителей никогда не имели собственную семью), к
уменьшению социальных контактов вне школы, к эмоциональному
выгоранию.
В любом труде есть нормы, определяющие, что можно, а что нельзя делать
работнику, и какие результаты должны быть достигнуты, поэтому нормы и результаты
делят на результативные и
процессуальные.
Результативные
нормы труда
учителя – это то, что достигается в
результате труда: обученность, воспитанность, развитость
учеников.
Процессуальные
нормы труда
учителя показывают процесс, как можно, а как нельзя достигать результатов.
Учителю запрещено:
применять к ученику меры физического
и психического насилия. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в РФ» обучающиеся
имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и
здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и
этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и
достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений.
Что можно делать учителю определено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации).
Перечень
профессиональных знаний и компетенций педагога определен в профессиональном
стандарте соответствующего уровня:
·
Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.
№ 544н
«Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"»
· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта» "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"»
Профессионально-важные качества
личности (ПВК)
А.К.Маркова
определяет педагогическую
направленность как «систему базовых отношений человека к миру и самому себе,
смысловое единство его поведения и деятельности».
Л.М.
Митина определяет педагогическую
направленность, как «устойчивую доминирующую систему мотивов, убеждений,
склонностей, интересов, которая определяет поведение учителя, его отношение к
профессии, своему труду, ребенку».
В
настоящее время профессионально важные качества принято рассматривать как
новообразования педагогической деятельности – то, что возникло в психике учителя под
влиянием того, что он включен в профессиональную педагогическую деятельность.
Это будет рассмотрено в параграфе 3.3.
Психологические
новообразования педагога в профессиональной
деятельности.