3.5. Индивидуальный стиль деятельности и общения учителя

 

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность. То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуальнопсихологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др.

Согласно определению Е.А. Климова, стиль деятельности в собственно психологическом смысле – это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности»[45]. Это определение особо подчеркивает, что наилучшее выполнение деятельности достигается благодаря индивидуальному своеобразному сочетанию ее приемов и способов.

Индивидуальный стиль выбирается не только потому, что он успешнее других, но и потому, что приносит большее эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние комфорта. Выполнение всякой деятельности оставляет свободу, позволяющую проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств, необходимых для их достижения, и реализации главной цели.

Стиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности. Зона неопределенности субъективна и находится там, где один учитель видит множество педагогических решений, другой – только одно. Склонность к большой частоте воздействий, суетливость в работе нередко связаны с дезориентировкой в объекте воздействий либо с неумением применить знания психологии отдельных людей к выработке индивидуальной системы воздействий.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности – характерная для данного учителя система навыков, методов, приемов, способов решения задач в процессе работы. Комплекс индивидуальных особенностей педагога может лишь частично удовлетворять профессиональным требованиям. Поэтому учитель, сознательно или стихийно мобилизуя свои профессиональные качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те качества, которые препятствуют достижению успеха.

 В результате создается индивидуальный стиль деятельности – НЕПОВТОРИМЫЙ вариант типичных для данного педагога приемов работы в ТИПИЧНЫХ ДЛЯ НЕГО УСЛОВИЯХ.

Примерами проявления индивидуального стиля педагогов с инертным типом нервной системыслужат такие приемы:

✔  тщательное подробное планирование предстоящей деятельности (поскольку инертная нервная система не позволяет быстро реагировать ни изменившиеся условия, каких в педагогической деятельности много, способом компенсации, сглаживания данного недостатка служит работа на опережение событий);

✔  планирование и продумывание вариантов развития события разными участниками события.

Для педагогов со слабым типом нервных процессов приемами, отражающими всю систему индивидуального стиля деятельности, служат:  повышенная ответственность при подготовке и проведении занятия; тщательность в отборе учебного материала; интенсивное общение; ровный, спокойный, доброжелательный тон обращения с учениками, планирование перерывов в работе и составление расписания с «окнами». Указанные особенности связаны с тем, что человек со слабой нервной системой достаточно быстро утомляется даже от не очень сильных раздражителей, он тонко чувствует слабые раздражители:  тон собеседников, их эмоции, передаваемые мимикой и жестами, общую социально-психологическую атмосферу.

На формирующийся индивидуальный стиль педагогической деятельности влияют по меньшей мере три основных фактора:

1) индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидно-типологические, личностные и поведенческие;

2) психологические особенности самой деятельности;

3) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).

Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:

✔           темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

✔           характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;

✔           выбор методов обучения;

✔           выбор средств воспитания;

✔           стиль педагогического общения;

✔           применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний.

 Стили педагогической деятельности прежде всего дифференцируются на три общих рассмотренных выше вида: 1) авторитарный;  2) демократический; 3) либерально-попустительский. Приведем их описание.

Демократический стиль. Обучающийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Педагог привлекает обучающихся к принятию решений. Учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества обучающихся. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У педагогов с этим стилем руководства обучающиеся чаще испытывают состояние спокойной удовлетворенности, имеют высокую самооценку. Педагоги больше обращают внимание на свои профессиональные умения. Для таких педагогов характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

 Авторитарный стиль. Обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений обучающихся, не обосновывает свои действия перед ними. Вследствие этого они теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли педагога, обнаруживают низкую самооценку и агрессивность. При этом стиле руководства силы обучающихся направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого педагога являются приказ, научение. Для него характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Педагоги с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Либерально-попустительский стиль. Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся, коллегам. Организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В аудитории неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

А.К. Маркова и А.Я. Никонова предложили деятельностное представление о стилях педагогической деятельности в зависимости от ее характера [http://voppsy.ru/issues/1987/875/875040.htm]. Авторами в основу различения стиля в труде педагога были положены следующие основания:

 ✔  содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

✔  динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

✔  результативность (уровень знаний и навыков учения у обучающихся, а также интерес обучающихся к учебному предмету).

На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей: а) эмоционально-импровизированный стиль; б) эмоционально-методический стиль; в) рассуждающе-импровизированный стиль; г) рассуждающе-методический стиль.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Во время опроса обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает  наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Достоинства: высокий уровень знаний учителя по предмету, артистизм, умение увлечь учащихся преподаваемым предметом, уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.

Недостатки: отсутствует система закрепления и повторения учебного материала, недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся), несколько завышены отметки учеников, поведение учителя очень зависит от ситуации на уроке.

Результат: у учащихся стойкий интерес к предмету, высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.

Рекомендации учителю:

1. Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.

2. Систематически осуществлять контроль знаний.

3. При прохождении, например, аттестации учителю следует продемонстрировать свои преимущества: творческий подход к обучению, владение большим арсеналом разнообразных методов, особенно при объяснении нового материала, умелая организация коллективной работы в классе, благоприятный эмоционально-психологический климат на уроках. Всё это учитель с данным стилем сможет с блеском продемонстрировать на открытых уроках. Анализ своей деятельности – это не его конёк, поэтому при подготовке творческой работы следует обратить внимание на этот аспект, обратиться за помощью к коллегам, администрации, наставнику.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится не активизировать детей внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Достоинства: высокий уровень знаний, высокая методичность, умение активизировать учащихся, умение использовать различные методы, формы и средства обучения.

Недостатки: настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, их дисциплины.

Результат: прочные знания учеников сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.

Рекомендации учителю:

1. Набраться терпения при необходими несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.

2. Учитель с таким стилем имеет преимущество при прохождении аттестации: : привлекают блестящая организация работы класса, высокий уровень знаний и развитая познавательная активность учеников. Учитель способен во всём блеске проявить себя на открытых уроках, если только не будет чрезмерно требовательны к ученикам. Он также может написать отличную творческую работу о влиянии какого-либо метода обучения на развитие учащихся. Следует избегать субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может дать обмен опытом с коллегами.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Достоинства:высокий уровень знаний, высокая методическая культура, требовательность к себе и учащимся, внимательное отношение к уровню знаний учащихся, объективная самооценка, сдержанность.

Недостатки:  недостаточное варьирование форм и методов обучения, недостаточно высокий темп урока, много времени тратится на опрос.

Результат: у учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Рекомендации учителю: 

1. Разнообразить методы и формы обучения

2. Увеличить темп урока.

3. При прохождении аттестации учителю с таким стилем необходимо особенно внимательно отнестись к проведению открытых уроков: тщательно спланировать урок по времени, задействовать в нём разнообразные методические приѐмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выбрать интересную для учащихся тему. Написание творческой работы не является проблемой.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Достоинства:  высокая методическая культура, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся.

Недостатки: неумение постоянно поддерживать интерес учащихся к своему предмету, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, однообразие методов и форм обучения.

Результат: сформированные навыки учения и прочные знания учащихся сочетаются с отсутствием глубокого интереса к изучаемому предмету.

Рекомендации учителю:

1. Активнее использовать приём поощрения учащихся за удачный ответ и поиск решений

2. Помнить о том, что от эмоционального состояния учеников зависит и результативность системы

3. При прохождении аттестации учителю с таким стилем деятельности следует подчеркнуть своѐ главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка.

Такой учитель сможет написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках учителю следует поработать над поддержкой положительного эмоционального фона, включением элементов творческой работы учащихся.

TurboSite