2.1. Парадигмы воспитания: насильственная и ненасильственная
Психология
ненасилия возникла как специфическая отрасль гуманистической психологии. За рубежом
она представлена основоположниками гуманистической психологии А.Маслоу, Э.Фроммом и К. Роджерсом. В нашей
стране - работами Ю.М. Орлова,
|
Воспитание
не может миновать проблемы управления собой или другими. В решении данной
управленческой задачи выделяются две парадигмы, которые обозначены Ю.М.
Орловым (книга "Восхождение к
индивидуальности") как парадигма насилия и парадигма ненасилия. |
Юрий
Михайлович Орлов (1928 —2000) |
|
Автор определяет две основные задачи управления:
1)
вызвать
в управляемом человеке желательное правителя поведение;
2)
устранить
нежелательные для управителя поведение или его признаки.
Парадигма
насилия:
если ты не совершишь действие, то испытаешь неприятную эмоцию. В данном случае
предвосхищение плохого переживания является стимулятором поведения управляемого
человека. Это явное насилие, принуждение, которому подвержено схеме: если ты
совершишь нужное действие, то не будет неприятной эмоции. Для исполнителя эта
парадигма управления создает ситуацию угрозы за не деяние. Следовательно, в
ситуации насилия любое, даже приятное поведение, желательное управителю, для
исполнителя становится поведением избавления от ожидаемой неприятной эмоции.
Орлов
Ю.М. отмечает, что «формула насилия полностью определяется именно этой
парадигмой: если не будет желательного поведения, то я сделаю себе плохо.
Человек с самого начала применяет эту парадигму к себе и другим, и его
воображения часто хватает только на вариации желательного поведения и на
изобретение страданий, начиная от бича надсмотрщика и кончая способами вызывания
угрызений совести… Основной характеристикой всех, кто осуществляет саморегуляцию
подобным способом, является доминанта синдрома возмездия за недеяние, проявления
которого многообразны – от работомании до полного
стопора».
Парадигма
ненасилия:
в противоположность парадигме насилия имеет опору на положительную эмоцию.
Другими словами: «Если ты совершишь нужное управителю действие, у тебя будет
хорошее эмоциональное состояние». Согласие исполнителя предвосхищает
положительное переживание, отказ исполнителя не фиксируется в какой-либо реакции
управителя, т. е. исполнитель предоставляется своей судьбе, определенным
обстоятельствам. Таким образом, Ю. М. Орлов пытается показать своеобразие
насильственного и ненасильственного действия в зависимости от эмоциональной
награды, которую ожидает человек, исполняющий волю другого лица.
«Ненасильственная
парадигма самовоспитания базируется на утверждении о том, что не следует
применять к себе методы самонаказания, что характерно для насильственной
парадигмы, но следует создавать внутреннюю установку на угашение, неподкрепление
нежелательного поведения.»
Итак,
насильственные действия ориентированы на
наказание, переживание отрицательных эмоций в случае неповиновения;
ненасильственное
же действие, наоборот, направлено на
актуализацию позитивных переживаний в случае его выполнения, чего требуют от
человека другие.
Аналогичные
идеи высказаны Абрахамом Маслоу, американским психологом, известным в нашей
стране практически каждому своей пирамидой потребностей.
Рекомендую
к прочтению книгу А.Маслоу "Мотивация и
личность": https://www.klex.ru/25g
| |
Абрахам
Маслоу (1908-1970) |
|
В
дополнение к своей иерархической концепции мотивации А.Маслоу выделил две
глобальные категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста.
Первые
(также называемые дефицитарные,
или Д-мотивы) заключают в себе
чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно
что касается наших физиологических требований и требований безопасности.
Единственной целью лефицитарной (=депривационной) мотивации является удовлетворение дефицитарных
состояний (например, голод, холод, опасность).
В
отличие от Д-мотивов, мотивы роста
(также называемые метапотребностями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели,
связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы
роста, или метапотребности (мета означает «сверх» или «после») должны обогатить
и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового,
волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько
возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько
расширение кругозора (то есть увеличение напряжения).
Маслоу
полагал, что люди в своем большинстве не
становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности,
не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация
метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда
переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его
метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями.
Действительно, метапотребности, когда
они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как
дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к
уменьшению напряжения. И, тем не менее, переживает непосредственно человек
свои метапотребности или нет, это не влияет на тот факт, что их неудовлетворение
подавляет рост и функционирование здоровой личности.
Как
видим, напрямую про насильственную и ненасильственную парадигму у А.Маслоу речи
нет, но поскольку мотивы руководят поведением, то педагог, руководитель или сам
человек, опираясь на Д-мотивы или Б-мотивы, запускает насильственную или
ненасильственную парадигму управления (воспитания)
соответственно.
Похожие
объяснения поведения человека дает немецкий психолог Э. Фромм. Его теорию часто
считают очень глобальной и мало поддающейся реальным измерениям всех тех
явлений, о которых он говорит. Тем не менее, теория «свободы от» и «свободы для»
весьма актуальна спустя почти 60 лет, в том числе для цифрового общества,
поколения Z,
эпохи космических скоростей и мегаполисов.
Эрик
Фромм (1900-1980) |
Для
понимания теории Э. Фромма рекомендую вам его книгу «Бегство
от свободы»:
Более
популярное изложение: Л. Хьелл, Д. Зиглер
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И
ПРИМЕНЕНИЕ: |
Посмотрите интервью с Э.Фроммом конца 50-х годов 20-го века.
Есть
два способа реализации своей человеческой природы: способ быть и
способ иметь.
Люди,
которые живут, чтобы иметь,
ориентированы на внешнюю сторону,
на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение,
придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят
придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью
или религией. Главное – показать всем,
что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их
агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то
отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая
потребность «иметь» ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и
напряженности человека. Такие люди, очевидно, управляют сами и подчиняются
насильственной парадигме управления.
Развитие
по принципу «быть»
характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все
равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать
обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным,
знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей
самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от
всего. Им нужна только свобода для
самоосуществления, для того чтобы быть самими собой. Они уважают и
стремление других быть самим собой, а потому они терпимы и неагрессивны в
отличие от тех, кто живет по принципу иметь. Эти люди подходят к жизни как к творчеству,
выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы
пассивности и случайности своего существования и переходя в область
целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в
трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства,
религии, науки, материального производства.
Замечательной
иллюстрацией ненасильственной парадигмы в воспитании и образовании в целом можно
считать теорию К. Рождерса. Именно он ввел в свою теорию термин «фасилитация»,
объясняющий основной принцип ненасильственного управления. Термин «фасилитация» происходит от латинского слова
«упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать». В современных европейских
языках однокоренной глагол означает – облегчать, помогать и способствовать, при
этом почти всегда употребляется в переносном, психологическом
значении.
Под фасилитацией К.
Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для
учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в
аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической
поддержки.
Согласно теории Роджерса, учитель
должен мотивировать обучающихся к значимому учению. Он рассматривает три главные установки
учителя-фасилитатора:
Первая установка -
«конгруэнтность» учителя,
то есть его «истинность». Она подразумевает, что учитель в отношениях с
обучающимися должен быть таким, какой он есть на самом
деле. Вторая установка описывается терминами «принятие»,
«доверие», означает внутреннюю уверенность учителя в возможностях
и способностях каждого обучаемого. Третья установка - «эмпатическое понимание». Это
умение учителя видеть внутренний мир и поведение каждого ученика именно с его, ученика,
точки зрения. Свой подход К. Роджерс назвал
человекоцентированным, сформулировав 9 основных его
положений: 1. Фасилитатор достаточно уважает
себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и
учатся для себя; 2. Он руководствуется своим
опытом; 3. Он разделяет с другими
ответственность за обучение и воспитание; 4. Обучаемый выстраивает и развивает
свою собственную программу самостоятельно или совместно с
другими; 5. Учащийся сам оценивает уровень
обученности и воспитанности; 6. Он собирает информацию от других
членов группы и преподавателя; 7. Постепенно создается климат,
облегчающий учение; 8. Всё направлено на постоянное
поддержание учебно-воспитательного процесса; 9. Самодисциплина заменяет внешнюю
дисциплину. Для понимания подхода
ненасильственного управления полезно познакомиться со знаменитыми вопросами
К.Роджерса, которые он задал бы себе, если бы был учителем: "...1. Умею
ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы
я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я
личностно, эмоционально откликнуться на этот мир? 2. ...Умею ли я
позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально
насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых
все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками
эту интенсивность наших взаимоотношений? 3. ...Сумею ли я
обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей
следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
4. ...Смогу ли
помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим
себе, кумиру, который их окружает, — сохранить и поддержать самое дорогое, чем
обладает человек? 5. ...В
достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей
с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний — с
тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает
интерес 6. ...Смог бы
я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и
творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм
учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так
часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в
поведении? 7. Смог бы
я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а
идеи — чувства?..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-276.htm#$p276] Посмотрите урок
Ш.А. Амонашвили, воплотившего принципы ненасильственнной парадигмы воспитания в своей педагогической деятельности.