Занятие 11. Основные механизмы воспитания личности. Выбор воспитательного воздействия.

 

Цель занятия – научиться планировать выбор воспитательного воздействия и оценивать адекватность его использования.

Опорные понятия: насильственная/ненасильственная парадигма, уровни личности (уровень инстинктов, уровень привычек, уровень разума, уровень значимых людей), доконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный уровень нравственного развития, поощрение, наказание, черты характера.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.                  Упражнения на актуализацию имеющихся знаний:

Упражнение 1. Дайте характеристику  насильственной и ненасильственной парадигме управления. Приведите примеры из жизни, художественных произведений или кинофильмов.

Упражнение 2. На каких уровнях личности работает насильственная парадигма? Каковы механизмы ее действия? Какие методы и приемы используются для управления поведением? Почему насильственная парадигма считается неэффективной для формирования высокоразвитой личности?

Упражнение 3. С позиций какой парадигмы управления поведением действуют герои рассказа А. Грина «Гнев отца»?

Упражнение 4. Охарактеризуйте теорию морального нравственного развития Л. Кольберга.

Упражнение 5. Для формирования черт характера достаточно ли действовать на низшие уровни личности? Какой эффект может возникнуть, если, управляя поведением ученика, взрослый действует на более высокие уровни личности ребенка?

Упражнение 6. Составьте плакат-памятку по использованию поощрения и наказания в процессе воспитания.

Упражнение 7. Составьте фильм-коллаж из отрывков художественных произведений про воспитательные воздействия на детей. Используйте в фильме собственные поясняющие комментарии о том, как это работает и какие последствия имеет.

Упражнение 8. Прочитайте текст статьи К.С. Рыженко «Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления». На каких психологических механизмах основаны манипуляции общеста потребления? Зачем им противостоять? Как этому можно научить?

 

II.     Упражнения на диагностику условий выбора воспитательного воздействия:

Упражнение 1.  На основе теории морального развития Л. Кольберга и его моральных дилемм подготовьте этические задачки (не менее 4-х штук) для современных школьников,  по решению которых вы сможете определить уровень их моральной, нравственной воспитанности.

Упражнение 2. Прочитайте отрывок из повести В.П. Крапивина «Колыбельная для брата» (глава 2) (диалог учительниц Евы Петровны и Анны Викторовны с учениками 7 «В», Евы Петровны и Кирилла, Кирилла и Зои Алексеевны).

На каком уровне воспитательных воздействий действовала учительница? Какую парадигму управления использовала? На каком уровне морального (нравственного) развития находятся герои данного отрывка? По каким признакам вы можете сделать такой вывод?

Упражнение 3. Прочитайте отрывок из повести В.П. Крапивина «Журавленок и молнии» (подглава «Капрал и компания») (до слов «Шагая к дому, Журка размышлял: зачем все-таки Капралу нужен был этот разговор? И что он вообще за человек? Просто "шеф" хулиганской компании? А для чего ему это? Ребята говорили, что он учится в монтажном техникуме, причем неплохо. Играет в каком-то ансамбле. Матери во всем помогает. И вдруг какой-то Череп рядом, какой-то Шкалик, явная шпана...»).

Прочитатйте отрывок по ролям (Журка, Капрал, Студент, Череп, Шкалик). Вдумайтесь в своего персонажа: каким тоном он говорит, насколько громко, быстро или медленно, какие эмоции выражает, накаком уровне личности общается). После устной инсценировки ответьте на вопроы: 1. На каком уровне влияния на личность Журки действовуют разные персонажи (Череп, Шкалик, Капрал)? 2. Какую парадигму управления использут Капрал, общаясь с членами своей шайки? С Журкой? 3. Почему парадигмы управления разные? 4. На каком уровне морального (нравственного) развития находятся герои данного отрывка? По каким признакам вы можете сделать такой вывод?

Упражнение 4. Представьте удобную для вас экспресс-диагностику (через наблюдение поступков) черт характера ученика.

Упражнение 5. Решите психологические задачи по выбору воспитательного воздействия, предложенные в практикуме.

 

III.           Закрепление

1. Посмотрите фильм 1966 года «Республика ШКИД». Перечислите механизмы воспитания, которые вы увидели в фильме: https://www.youtube.com/watch?v=uM7I-N1FBMU.

2.  Просмотрите фильм «Три идиота». Можете воспользоваться этим ресурсом https://vk.com/video-157671354_456239052.

3. Какие механизмы воздействия на личность студентов со стороны директора вы увидели? Какие механизмы воздействия используют другие герои?

 

TurboSite