1.5. Подход Н.А. Менчинской к вопросу о взаимосвязи обучения и развития
Взгляд
Натальи Александровны
Менчинской (1905–1984) опирается на известное положение Л.С.
Выготского о зоне актуального и ближайшего развития. При этом Н.А. Менчинская больше акцентировала внимание на той его части, где
подчеркивается, что ребенок может
сделать сам», а потом уже с помощью
взрослого. |
|
Центральным
при изучении проблемы индивидуальности является понятие обучаемости, которое
трактовалось психологом как индивидуальная способность к усвоению
знаний.
Следует отметить, что интерес к внутреннему миру ребенка, уважение к нему было основной культурной традицией русской педагогики и психологии. Продолжая эту традицию, Н.А. Менчинская разработала и применила метод, с помощью которого можно зафиксировать в лонгитюде проявления внутреннего мира ребенка. В этом направлении ею был накоплен огромный материал, полученный от наблюдения за вторым ребенком – дочерью; в последние годы жизни она вела дневник развития своего внука. Фрагмент дневника можете прочитать здесь: http://www.voppsy.ru/issues/1995/953/953090.htm
Обучаемость
– система интеллектуальных качеств (свойств) личности, от которых зависит
продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (имеющийся
минимум знаний, мотивация).
Обучаемость
характеризуется степенью лёгкости и быстроты, с которыми приобретаются и
используются знания. Причём это сказывается на процессе как приобретения новых,
так и использования уже имеющихся знаний. Важной характеристикой обучаемости
является индивидуальный темп
продвижения при усвоении материала, чувствительность учащегося к оказываемой ему
помощи. Была обнаружена тесная связь обучаемости с активностью личности;
выявлено, что у школьников с низкой обучаемостью наблюдаются проявления слабой
активности в разных сферах психической деятельности – перцептивной, мнемической,
мыслительной, отсутствие стойких учебных интересов, недостаточная мотивация
усвоения знаний.
Поскольку
свойства мышления поддаются тренировке, развитию, Н.А. Менчинская считала, что
обучение должно, с одной стороны
подстраиваться под уровень развития обучаемости ученика, а с другой –
при опоре на активность ребенка, восприимчивость мышления и личности ученика к
помощи со стороны взрослого способствовать развитию свойств мышления,
составляющих обучаемость.
Интеллектуальными
выступают свойства мышления, которые подробно изучены З.И.
Калмыковой, ученицей Н.А. Менчинской:
самостоятельность
– умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его, опираясь на свои
знания и опыт;
гибкость
(подвижность)
мыслительных процессов – способность изменить намеченный путь решения
задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе
решения и не могут быть учтены с самого начала;
последовательность
мысли
– соблюдение определенного логического порядка в рассмотрении некоторых
вопросов;
быстрота
– скорость протекания мыслительных процессов;
экономичность
мышления,
– число логических ходов, посредством которых усваивается новая
закономерность;
темп
развития мыслительных процессов –
минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа
решения;
широта
ума
– умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;
глубина
–
умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;
критичность
– качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов
мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать
истинность выдвигаемых положений.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом,
поддаются коррекции.
Для тех, кому интересны вопросы психологии мышления, предлагаю книгу О.К. Тихомирова «Психология мышления» (книга полна множества примеров, сравнения разных подходов, но требует вдумчивого чтения): https://www.klex.ru/o1o
Н.А.
Менчинская рассматривала природную активность ребенка как важный источник его
саморазвития.
Согласно взглядам Н.А. Менчинской,
обучение есть система педагогических воздействий, определяющих в значительной
мере содержание и ход умственного развития в онтогенезе. Однако обучением всецело не определяется ход
умственного развития ребенка. Последний зависит в значительной степени от его
собственной активности, сензитивности к обучению. Это находит свое
выражение, в частности, в том, что одни и те же педагогические воздействия
оказывают неодинаковое влияние на разных учеников или на одного и того же
ученика на разных этапах его онтогенеза. Чтобы обучение выполняло свою развивающую
функцию, требуется внимание учителя не только к содержанию усваиваемого
материала, но и к самому процессу работы учащихся, способам её выполнения,
формам познавательной деятельности детей.
Н.А.
Менчинская всегда настаивала на использовании гибких, многообразных путей
усвоения, возражала против канонизации какого-либо одного, считала такой подход
противоречащим логике детского мышления.
В
полемике с П.Я. Гальпериным она постоянно подчеркивала, что не может быть
единого для всех учащихся пути усвоения понятий, что ориентировочная основа
действий, предлагаемая ученику в качестве идеальной модели, есть воспроизводство
взрослой логики, отражающей способ научного познания, который не может быть
просто интериоризован ребенком поэтапно под руководством взрослого.Ученика следует ставить в ситуацию – добывания знания, а не
усвоения готового образца.
Таким образом, Н.А. Менчинская утверждает
тезис об активности ученика как субъекта учения. Н.А. Менчинская подчеркивает,
что в процессе применения знаний ученик не только открывает для себя новые
существенные стороны фактов и явлений, не замеченные ранее, но и вырабатывает
приемы мыслительной работы.
Для того чтобы активизировать самостоятельность мышления ребенка Менчинская и ее ученики, например А.Я. Иванова, предлагают организовывать процесс обучения, опираясь на уровень чувствительности (восприимчивости) к помощи. В самом деле, если ребенок не может сам выполнить задание или делает ошибку, то чтобы поставить ребенка в ситуацию добывании знаний, взрослому следует оказывать ребенку разные меры помощи по правилу нарастания, чтобы ученик как бы сам добывал знания. Можно выделить несколько степеней восприимчивости к помощи и, следовательно, несколько мер помощи: