1.5. Подход Н.А. Менчинской к вопросу о взаимосвязи обучения и развития

Взгляд Натальи Александровны Менчинской (1905–1984) опирается на известное положение Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития. При этом Н.А. Менчинская больше акцентировала внимание на той его части, где подчеркивается, что ребенок может сделать сам», а потом уже с помощью взрослого

1-5-Menchinskaya.png

Центральным при изучении проблемы индивидуальности является понятие обучаемости, которое трактовалось психологом как индивидуальная способность к усвоению знаний.

Следует отметить, что интерес к внутреннему миру ребенка, уважение к нему было основной культурной традицией русской педагогики и психологии. Продолжая эту традицию, Н.А. Менчинская разработала и применила метод, с помощью которого можно зафиксировать в лонгитюде проявления внутреннего мира ребенка. В этом направлении ею был накоплен огромный материал, полученный от наблюдения за вторым ребенком – дочерью; в последние годы жизни она вела дневник развития своего внука. Фрагмент дневника можете прочитать здесь: http://www.voppsy.ru/issues/1995/953/953090.htm

Обучаемость – система интеллектуальных качеств (свойств) личности, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (имеющийся минимум знаний, мотивация).

Обучаемость характеризуется степенью лёгкости и быстроты, с которыми приобретаются и используются знания. Причём это сказывается на процессе как приобретения новых, так и использования уже имеющихся знаний. Важной характеристикой обучаемости является индивидуальный темп продвижения при усвоении материала, чувствительность учащегося к оказываемой ему помощи. Была обнаружена тесная связь обучаемости с активностью личности; выявлено, что у школьников с низкой обучаемостью наблюдаются проявления слабой активности в разных сферах психической деятельности – перцептивной, мнемической, мыслительной, отсутствие стойких учебных интересов, недостаточная мотивация усвоения знаний.

Поскольку свойства мышления поддаются тренировке, развитию, Н.А. Менчинская считала, что обучение должно, с одной стороны подстраиваться под уровень развития обучаемости ученика, а с другой – при опоре на активность ребенка, восприимчивость мышления и личности ученика к помощи со стороны взрослого способствовать развитию свойств мышления, составляющих обучаемость.

Интеллектуальными выступают свойства мышления, которые подробно изучены З.И. Калмыковой, ученицей Н.А. Менчинской:

самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его, опираясь на свои знания и опыт;

гибкость (подвижность) мыслительных процессов – способность изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала;

последовательность мысли – соблюдение определенного логического порядка в рассмотрении некоторых вопросов;

быстрота – скорость протекания мыслительных процессов;

экономичность мышления, – число логических ходов, посредством которых усваивается новая закономерность;

темп развития мыслительных процессов – минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;

глубина – умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;

критичность – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.

Для тех, кому интересны  вопросы психологии мышления, предлагаю книгу О.К. Тихомирова «Психология мышления» (книга полна множества примеров, сравнения разных подходов, но требует вдумчивого чтения): https://www.klex.ru/o1o

Н.А. Менчинская рассматривала природную активность ребенка как важный источник его саморазвития.

 Согласно взглядам Н.А. Менчинской, обучение есть система педагогических воздействий, определяющих в значительной мере содержание и ход умственного развития в онтогенезе. Однако обучением всецело не определяется ход умственного развития ребенка. Последний зависит в значительной степени от его собственной активности, сензитивности к обучению. Это находит свое выражение, в частности, в том, что одни и те же педагогические воздействия оказывают неодинаковое влияние на разных учеников или на одного и того же ученика на разных этапах его онтогенеза. Чтобы обучение выполняло свою развивающую функцию, требуется внимание учителя не только к содержанию усваиваемого материала, но и к самому процессу работы учащихся, способам её выполнения, формам познавательной деятельности детей.

Н.А. Менчинская всегда настаивала на использовании гибких, многообразных путей усвоения, возражала против канонизации какого-либо одного, считала такой подход противоречащим логике детского мышления.

В полемике с П.Я. Гальпериным она постоянно подчеркивала, что не может быть единого для всех учащихся пути усвоения понятий, что ориентировочная основа действий, предлагаемая ученику в качестве идеальной модели, есть воспроизводство взрослой логики, отражающей способ научного познания, который не может быть просто интериоризован ребенком поэтапно под руководством взрослого.Ученика следует ставить в ситуацию – добывания знания, а не усвоения готового образца.

 Таким образом, Н.А. Менчинская утверждает тезис об активности ученика как субъекта учения. Н.А. Менчинская подчеркивает, что в процессе применения знаний ученик не только открывает для себя новые существенные стороны фактов и явлений, не замеченные ранее, но и вырабатывает приемы мыслительной работы.

Для того чтобы активизировать самостоятельность мышления ребенка Менчинская и ее ученики, например А.Я. Иванова, предлагают организовывать процесс обучения, опираясь на уровень чувствительности (восприимчивости) к помощи. В самом деле, если ребенок не может сам выполнить задание или делает ошибку, то чтобы поставить ребенка в ситуацию добывании знаний, взрослому следует оказывать ребенку разные меры помощи по правилу нарастания, чтобы ученик как бы сам добывал знания. Можно выделить несколько степеней восприимчивости к помощи и, следовательно, несколько мер помощи:

1-5-meri-pompschi.png

По мнению Н.А. Менчинской, развитие личности не может и не должно сводиться к умственному развитию; необходимо изучать перевод усвоенных знаний в систему собственных взглядов, нравственных убеждений, ценностных ориентаций. Переход знаний в убеждения предполагает реализацию этих знаний в действиях, поступках, ситуациях, не контролируемых извне (учителем, воспитателем). Только в собственном поведении (самоактивности, самореализации) ученик может проявиться как личность.

В процессе обучения подход Н.А. Менчинской предполагает такое обучение, когда ориентиры действия, алгоритмы не даются ученику в  готовом виде, а раскрываются им в ходе его собственной поисковой деятельности. Трактуя учение как субъектную деятельность ученика, Н.А. Менчинская отстаивала необходимость проб и ошибок при усвоении знаний. Ученик (под руководством взрослого) сам должен строить понятие (знание); отчленять признаки существенные отнесущественных (а не получать их в готовом виде), опираться на свой личный опыт познания, соотносить его с тем, что предлагает взрослый, т. е. осуществлять развернутую поисковую деятельность, а не пользоваться готовыми ориентирами. Настоящая поисковая деятельность без проб и ошибок невозможна.

TurboSite