Занятие 6. Формирование учебной деятельности учителем через развитие теоретического мышления.

Занятие 6. Формирование учебной деятельности учителем, в том числе   через развитие теоретического мышления

Цель занятия – научиться проводить анализ учебной деятельности с точки современного ФГОС НОО и ООО, составлять конспект урока с позиции формирования учебной деятельности учеников и проводить его анализ.

Опорные понятия: учебная деятельность, учебная мотивация, учебное действие, учебная операция, учебная задача, теоретическое мышление, эмпирическое мышление, конспект урока.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.                  Упражнения на актуализацию имеющихся знаний

1.     Что значит «учебная деятельность – ведущая в младшем школьном возрасте»? Значит ли это, что у подростков и взрослых учебная деятельность уже не ведущая? Докажите и прокомментируйте.

2.     Г.А. Цукерман отмечает, что учебная деятельность становится формой рефлексивного развития лишь тех школьников, которые являются ее субъектами, но ни один первоклассник не садится за парту готовым субъектом предстоящей учебной деятельности. Прокомментируйте эту фразу.

3.     С точки зрения современной отечественной педагогической психологии «учебная деятельность не развивает те способности, которые в основе своей не рефлексивны». О чем идет речь?

4.  Посмотрите выступление Г.А. Цукерман, ведущего психолога, занимающегося в нашей стране вопросами формирования и диагностики учебной деятельности. Какие выводы вы можете сделать для себя?

      

 

5.       По концепции учебной деятельности, предложенной еще В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, учебная деятельность неразрывна с теоретическим мышлением. Что такое теоретическое мышление? Чем оно принципиально отличается от эмпирического? Приведите примеры решения ученых и жизненных задач, решенных с помощью теоретического и эмпирического мышления. В случае затруднения используйте пособие Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др.  М.: Просвещение, 1984. –​ 256с. 


7.     Посмотрите лекцию Трубовского Якова Семеновича:

 

 

 

После просмотра лекции ответьте на вопросы:

А.Зачем педагогу понимать, что такое теоретическое и эмпирическое мышление, с точки зрения лектора?

Б. Каково ваше мнение по данному вопросу?


8.     Что из нижеперечисленного является основной характеристикой теоретического типа мышления?

а) анализ содержания задачи для выявления общего способа;

б)рефлексия;

в) внутренний план действий;

г)взаимосвязь анализа содержания, планирования и осмысления действия по решению;

д) произвольность.


9.   Дома вы знакомились с выдержками из статьи Г.А. Цукерман относительно развивающих эффектов ведущих форм деятельности – см. таблицу ниже. Объясните принципиальное различие игровой и учебной деятельности. Приведите примеры.

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов

(из статьи Цукерман Г. А. // Вопросы психологии 1998. №5. С.76) (скачать файл)

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов


Характеристики ведущей деятельности:

Непосредственно-эмоциональное общение

Предметно-манипулятивная деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

1. Содержание

Другой человек и я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Симбиотическое слияние

Буквальная имитация, действие по образцу

Условная, воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнеров способа действия в отсутствие образца

3. Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству

Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается... » – просьба образца, контроля и оценки

«Давай как будто... Ты будешь.. А я буду... » — чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если... » – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребенок ожидает от взрослого партнера

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности

Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру

Речь, предметные действия

Воображение, символическая функция

Рефлексия

6. Новообразования, возникающие при освоении  формы  ведущей деятельности

Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне

Способность к имитации

Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера

Способность (умение) учиться

7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается

Доверие к себе и к другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия

Способность обучаться по образцам и инструкциям

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать: ставить и решать задачи изменения своих знаний, умений, наавыков

8. При недоразвитии возрастных наблюдается

Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка

Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается

Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение

Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

10. Вклад возраста в учебную деятельность

Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту

Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии

Юношеское умение учиться самостоятельно


 

II.  Упражнения, направленные на отработку умений формировать учебные действия учеников

Упражнение 1. Проведите анализ урока Р.Ф. Пальчик. Для этого ответьте письменно на вопросы ниже.

 

Для студентов, обучающихся по профилю Изобразительное искусство необходимо провести анализ урока по теме «Зимние узоры».  

 

   Вопросы (план анализа предлагается на основе статьи Сидневой А.Н. Психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 3. C. 100-119).

1.   Какую цель урока ставит учитель?

2. Какие действия хочет сформировать у учеников (назовите эти действия), какие первичные и вторичные свойства действия запланированы? Какие учебные задачи ставит учитель?

3.   Какие способы привлечения учеников к принятию учебной задачи были использованы? Запишите.

4. Какие именно познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД выполнялись учениками для достижения цели урока? Соотнесите учебные задания и выполняемые учебные действия

Время урока

Выполняемое задание

Учебная цель задания

Выполняемые учебные действия

Комментарии

5.  По какому типу учения построен урок? Приведите примеры признаков этого типа.

6. Дайте количественный анализ урока – посчитайте баллы.

 6.1. Оцените в баллах преобладающий тип действий детей на уроке: _____баллов

 А. Не связанные с уроком (разговоры, игры и пр.) – 1 балл.

 Б. Пассивные (слушание, конспектирование, запоминание, воспроизведение) – 2 балла.

 В. Активные (ответы на вопросы, решение задач) – 3 балла.

6.2. Оцените в баллах качество организованных учителем действий (предлагаемых для решения задач/вопросов): _______баллов

 А. Задачи не соответствуют заданному для усвоения предметному содержанию – 1 балл.

 Б. Задачи позволяют использовать заданное предметное содержание, но оно не является необходимым для их решения – 2 балла.

 В. Заданное для усвоения предметное содержание является необходимым средством решения задач, однако эта необходимость задается конкретными ситуационными факторами («так проще», «так быстрее» и пр.) – 3 балла.

Г. Задачи подобраны так, что заданное предметное содержание выступает в роли культурно выработанного средства их решения (задачи, для решения которых исторически возникло искомое предметное содержание) – 4 балла.

6.3. Оцените в баллах, насколько грамотно учитель предоставляет средства выполнения действий: ______баллов

А. Средства для выполнения действий не предоставляются (средства ищутся самими учащимися наугад или вспоминаются) – 1 балл.

Б. Предоставляется образец правильно выполненного действия («смотри и повторяй», «делай как я») – 2 балла.

В. Предоставляется способ (алгоритм) выполнения действий (последовательность операций) – 3 балла.

Г. Предоставляются основания способа выполнения действий (почему нужно делать именно так, а не иначе) – 4 балла.

6.4. Оцените в баллах способ введения средств выполнения действий: ______баллов

А. В готовом виде от учителя/из учебника – 1 балл.

Б. Через общеклассную дискуссию, частично в готовом виде – 2 балла.

В. Через решение предметных задач – 3 балла.

6.5. Оцените, в отношении чего дается обратная связь: ____баллов

А. Обратная связь дается только в отношении результата (как выполнено задание или дан ответ на вопрос) – 1 балл.

Б. Обратная связь дается в отношении способа выполнения действия (как ученик делал/рассуждал) – 2 балла.

В. Обратная связь дается в отношении оснований способа (почему нужно делать так, почему нельзя по-другому) – 3 балла.

6.6. Оцените в баллах, как организовано получение обратной связи: _____баллов

А. Обратная связь дается учителем – 1 балл.

Б. Обратная связь дается в основном учителем, но иногда привлекаются учащиеся – 2 балла.

В. Обратная связь дается в основном учениками, но иногда в этом участвует учитель – 3 балла.

6.7. Где находятся критерии правильности выполнения действий:_____ баллов

А. Только у учителя и/или в учебниках – 1 балл.

Б. Частично у учителя/в учебниках, частично в результатах опробования разных способов выполнения действий – 2 балла.

В. В результатах опробования разных способов выполнения действий – 3 балла.

6.8. Оцените в баллах, кто осуществляет оценивание: ___баллов

А. Оценка осуществляется только учителем – 1 балл.

Б. Оценка осуществляется в основном учителем, но привлекаются и учащиеся – 2 балла.

В. Оценка ставится по итогам совместного обсуждения и учета мнений учащихся, самого отвечающего и учителя – 3 балла.

6.9. Оцените в баллах, как именно на уроке осуществляется оценивание: _____баллов

А. Четких критериев нет, оценка осуществляется исходя из представлений учителя о том, как следует выполнять действие – 1 балл.

Б. Есть готовые критерии оценки (в учебнике или у учителя), с которыми сопоставляется результат – 2 балла.

В. Критерии оценки вырабатываются исходя из предметного анализа выполняемых действий самими учениками под общим руководством учителя – 3 балла.

 По результатам проведенного анализа укажите те приемы и методы, которые привлекли ваше внимание, как эффективные.

 Упражнение 2. Напишите очень подробный конспект урока, который вы готовили на практическом занятии 5. Проведите анализ этого конспекта с точки зрения возможностей формирования учебных действий в целом. Представьте ваш анализ в ответов на вопросы или комментариев к самому конспекту.

Вопросы для анализа своего конспекта:


1. Оцените правильность постановки целей урока

 а) какая цель поставлена? б) Оцените наличие ошибок (есть/нет): 1) абстрактность формулирования целей, отсутствие четких «задачных» формулировок («научиться работать с числами») и 2) формулирование целей как задач учителя («рассказать о круговороте воды в природе»). ТАК НЕЛЬЗЯ!

в) какие первичные и вторичные свойства действия запланировано достигнуть?

  г) какие учебные задачи запланированы?

д) какими приемами и методами привлечены ученики к принятию учебной задачи? Участвуют ли ученики в постановке учебной задачи вместе с учителем?

2. Как именно вы мотивируете учеников на включение в этап объяснения нового материала? Используете ли вы идеи ваших учеников или только транслируете свои?

3. Докажите, что объяснение новой темы, обучение новому действию строится на основе того типа учения, который у вас записан в схеме ООД.

4.   Какой преобладающий тип действий учеников на уроке? Насколько это соответствует цели урока и содержанию материала?

5.   Соответствуют ли предлагаемые вами задачи для отработки нового материала заданному для усвоения предметному содержанию? Докажите.

6.  Как вы планируете давать обратную связь ученикам? Продумайте способы обратной связи на каждый случай:

а) обратная связь дается только в отношении результата (как выполнено задание или дан ответ на вопрос);

б) обратная связь дается в отношении способа выполнения действия (как ученик делал/рассуждал);

в) обратная связь дается в отношении оснований способа (почему нужно делать так, почему нельзя по-другому).

7.  Как вы планируете организовывать обратную связь? Продумайте ваши действия на каждый случай:

а) обратная связь дается учителем;

б) обратная связь дается в основном учителем, но иногда привлекаются учащиеся;

в) обратная связь дается в основном учениками, но иногда в этом участвует учитель.

8.  Как ученики узнают о критериях правильности выполнения действий?  Продумайте ваши действия на каждый случай:

а) только от учителя и/или в учебниках;

б) частично у учителя/в учебниках, частично в результатах опробования разных способов выполнения действий;

в) в результатах опробования разных способов выполнения действий.

9.  Кто осуществляет оценивание? Продумайте ваши действия на каждый случай:

а) оценка осуществляется только учителем;

б) оценка осуществляется в основном учителем, но привлекаются и учащиеся;

в) оценка ставится по итогам совместного обсуждения и учета мнений учащихся, самого отвечающего и учителя.

10.  Как осуществляется оценивание? Продумайте ваши действия на каждый случай:

а) четких критериев нет, оценка осуществляется исходя из представлений учителя о том, как следует выполнять действие;

б) есть готовые критерии оценки (в учебнике или у учителя), с которыми сопоставляется результат

в) критерии оценки вырабатываются исходя из предметного анализа выполняемых действий самими учениками под общим руководством учителя.

III. Закрепление

1.  Используя сервисы составления кроссвордов, а также материалы лекции и учебника по теме «Учебная деятельность», статью Г.А. Цукерман (http://childpsy.ru/lib/articles/id/10446.php), составьте кроссворд не менее чем на 20 слов по теме практического занятия.

2.  Почему именно теоретическое мышление связывают с учебной деятельностью? Может ли быть, что у ученика сформирована учебная деятельность, но теоретическое мышление не на высоком уровне?

3.  По каким признакам в поведении, общении, деятельности ученика на уроке мы можем судить о том, что у него нарушены (деформированы или разрушены) составляющие учебной деятельности: мотивация, принятие и выполнение учебных задачи, реализация учебных действий и учебных операций.

4.  Пронаблюдайте за своим однокурсником в течение недели, проведите анализ его учебной деятельности. Что вы можете сказать, насколько она сформирована на уровне начальной школы, какие деструктивные явления вы заметили, представьте протокол наблюдения. Воспользуйтесь схемой наблюдения оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика) (файл Z6 - Repkin-Zaika).

TurboSite