1.9. Формирование учебной деятельности младших школьников учителем

Формирование учебной деятельности логично проводить исходя из структуры учебной деятельности.

Самым сложно и долго создаваемым элементом является учебная мотивация, потому что она формируется в деятельности, для ее закрепления нужен успех, прохождение затруднений,  мнение окружающих о процессе и результате, собственные размышления о том, что сделано и как. Поэтому несмотря на то, что любая деятельность начинается с мотивации, это последний элемент учебной деятельности, который формируется как относительно устойчивый и направленный.

Формирование учебной деятельности  есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя.

Ведущей тенденцией современного образования является ориентация на личностное развитие ребенка. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен на формирование у младших школьников умения учиться, а сознание ученика – на собственную учебную деятельность. При таком подходе развитие ребенка характеризуется появлением у него рефлексивных навыков. Таким образом,  действия самооценки и самоконтроля становятся первыми элементами учебной деятельности, которые возможно и рационально начинать формировать у ребенка с 1-го класса.

О способах формирования действия самооценки и самоконтроля, а также о том, как вести работу с обучением ученика принимать учебную задачу, речь пойдет в параграфах 1.10, 1.11, 1.12

В данном параграфе рассмотрим вопрос формирования учебной мотивации.

Учебная мотивация – начало учебной деятельности и ее основная сущность. Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду – именно это является сущностью учебной деятельности.

А.К. Маркова выделяет следующие виды мотивов учебной деятельности (см. рис. )

1-8-vidi-motivov.png

Если ориентироваться на зарубежные классификации, то можно выделить мотивы избегания неудач и достижения.

1-8-izbeg-dostij.png

О том, что в  учебной  мотивации  происходят неблагоприятные процессы, учитель и родители могут заметить по ряду поведенческих симптомов:

✔ ребенок перестает делать домашнее  задание, делает его с неохотой  или  слишком долго, по  несколько  часов;

     ✔ у ребенка снижаются оценки по  одному или  нескольким предметам,  и  длится это  в  течение  месяца или  дольше;

     ✔ ребенок не  хочет идти в школу, прогуливает уроки или опаздывает на  занятияу;

     ✔ на уроке он становится  пассивным в  сравнении с обычным уровнем его активности;

     ✔ говорит, что учеба ему не нужна и не будет нужна никогда;

     ✔ ребенок  описывает свой школьный день   с  негативными  эмоциями,  без  приятных  переживаний.

 

Закономерности  мотивации

Закон 1. Мотивация  учения формируется  в  процессе  учебной деятельности,  следовательно,

1) нужно  ставить  ученика  в  ситуации,  требующие  реального  выбора  (задания,  ответа,  дела  и т.д.);

2)  сравнивать  учащегося  с  самим  собой    не  с  соседом!)

3) оценивать  в  щадящей  форме;

4) ставить  ребенка  в  условия  возможного  проявления  активности,     отмечать  эту  активность  и  даже  малейшие  достижения.

Закон 2. Закон безопасности,      согласно которому человек не может нормально что-либо делать, когда ему угрожает опасность в любом виде. Идет ли речь об охране здоровья (например, не ударят ли, не отберут ли вещи или деньги) или о социальной поддержке (поддержат ли, заступятся, позаботятся).

Закон 3. Закон удобства,      согласно которому учиться за удобным столом в чистом помещении, иметь быстрый доступ к любой важной информации и легкий контакт с окружающими – далеко не последние факторы, которые привлекают ученика в школу и создают так называемую средовую адаптацию.

Закон 4. Закон группового интереса,    согласно которму человек – существо общественное, поэтому командная работа, заинтересованность в общем результате  очень сильный мотивирующий фактор.

Закон 5. Закон обратной связи – наиважнейший закон мотивации, согласно которому любой, в особенности неопытный, человек ощущает потребность в постоянной обратной связи с кем-то более опытным, кем и  выступает учитель для ученика. На первом месте стоит уважение к личности - это основа любой мотивации. Далее по важности идут регулярная оценка результатов и личностных качеств, признание заслуг, поддержка в сложных ситуациях, моментальная реакция на просьбы, вопросы и, особенно, инициативы.

Закон 6. Закон разнообразия ​ связан с решением проблемы «рутины», которая актуальна не только для взрослых людей на работе, но и для школьников, которым уже к середине 1-го класса, а также к концу 4-го класса (это типичные периоды всплеска «учебной рутины» в школе) вдруг кажется все слишком привычным, изведанным, скучным. Смена видов деятельности, проектная работа, постановка новых задач  помогут вернуть утраченную любовь к учению.

7. Закон стремления к целям заключается в том, что ученик всегда должен иметь интересную, сложную, но достижимую цель. При этом необходимо уметь постоянно измерять и вознаграждать прогресс в ее достижении.

8. Закон самоактуализации связан с тем, что у большей части людей мотивация начинается с самоуважения, связанного с сопричастностью к чему-то великому и важному. Учитель и школа должны дать ученикам не только гордость от ощущения личной принадлежности к этой школе, к этому классу, но и создать >возможности для развития, проявления, актуализации способностей каждой личности в этой группе, которая со временем должна превратиться в высоко развитую группу – коллектив или команду.

 

Таблица  1

Приемы  стимулирования мотивации учения,   используемые  учителем

1-9-priemi-motivazii.png

Мотивацию можно стимулировать, как укрепляя имеющиеся у человека неустойчивые мотивы, так и создавая условия для появления новых мотивов.

Стимулировать появление у  учащихся  новых  мотивов   можно  одним  из  следующих  приемов:  

1)  через  увлекающее  содержание  материала; 

2) путем  последовательного  раскрытия  множества  разных  практических  применений  какого-то  явления  или  закономерности;

3)  посредством  рассказа  занимательного  факта  из    жизни  любимых  литературных  героев,  сверстников;

4)  молча  поставить  опыт,  дающий  неожиданный  эффект,  а  затем  задать  вопрос:  «Чем  это  вызвано?»  »  и  начать  обсуждение,  перерастающее  в  рассмотрение  нового  материала; 

5)  показать  парадоксальный  эксперимент,  а  потом  пригласить  к  разбору  опыта  и  изучению  материала,  на  основе  которого  его  можно  объяснить; 

6)  пригласить  к  рассмотрению  (или  показать)  новые  неожиданные  аспекты  и  возможности  уже  изученного  материала  либо  знакомых  объектов.

 

Рассмотрим приемы, которые может использовать учитель для укрепления имеющихся неустойчивых мотивов.

Познавательный мотив  связан  с  интересом  к  узнаванию  нового, с мотивацией достижения.

Чтобы  ввести  в  действие  мотив  достижения  полезно: 

✔ каждый  раз  очерчивать  (указывать,  называть)  высоты,  которые  предстоит  штурмовать,  например,  создать  проект; 

✔ как-то  отмечать  взятие  каждой  учебной  «высоты»,  (наградой,  призом  и  т.д.;  ) 

✔ ориентировать  ребят  на  победы  в  групповых  учебных  играх-соревнованиях,  эстафетах  и  т.д.

 

Мотив  саморазвития заключается  в  том,  что  человек  руководствуется  желанием  как  можно  больше  знать  и  уметь,  развить  свой  ум,  смекалку,  поднять  культурный  уровень. 

Приёмы,  его  вызывающие: 

✔   информация  педагога  о  значении  материала,  который  предстоит  изучать; 

✔   сообщение  учителя  о  том,  чем  сегодня  предстоит  овладеть,  например:  новой  мыслительной  операцией; 

✔   приглашение  стать  «на  сегодня»  взрослым  и  занять  один  из  важных  служебных  постов.

 

Коммуникативный  мотив неразрывно  связан  с  возможностью  общения,  сотрудничества,  взаимодействия. 

Чтобы  ввести  его  в  действие,  можно  предлагать: 

✔   Совместное  выполнение  работы  при  условии,  что  каждый  будет  делать  свою  часть. 

✔   Групповое  исследование  с  обсуждением  в  группе  полученных  результатов. 

✔   Бригадную  или  групповую  разработку  проекта. 

✔   Проведение  уроков-ролевых  игр,  уроков-пресс-конференции,  уроков-диспутов,  уроков-защиты  «диссертации»,  уроков-спектаклей,  уроков  «знакомств»  и  др.

 

Конспект урока, представленного Г.А. Цукерман, наглядно демонстрирует разные приемы создания мотивации учебной деятельности:

 https://elibrary.ru/download/elibrary_13920087_46423470.pdf

 Таким образом, при формировании мотиваци учения следует очень чутко присматриваться к тому, какая группа мотивов наиболее актуальна в настоящее время длля ребенка и проявляется.

TurboSite