1.11. Виды, методы и функции контроля в обучении

Контроль важен не меньше, чем план. Контроль дает информацию о том, верно или не верно выполнено действие. Таким образом, основной функцией контроля является  ориентирующая.

 

Для контроля нужны критерии правильного или неправильного действия!

Если их нет, то контроль невозможен!

 

Ералаш «Сколько будет 2=2?»

 

 

С точки зрения отечественных психологов, одним из первых учебных действий, с которых следует начинать учить ученика, является действие самоконтроля. Во ФГОС НОО это действие самоконтроля отнесено к регулятивным. Для формирования действия самоконтроля следует помнить, что существует несколько видов самоконтроля: предварительный, процессуальный, итоговый. 

Предварительный самоконтроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

Назначение предварительного контроля – обеспечить понимание, т.е. сделать задачу более осознаваемой в последовательном  выполнении действий; предварительный контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач.

Используя предварительный контроль, ученики могут произвести прогностическую самооценку, предварительно оценивая свои возможности выполнения задания; затем после проверки выставляют итоговую оценку и сверяют ее с прогностической. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку. 

Вот вопросы для предварительного самоконтроля:

✔  Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять работа?

✔ В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?

✔ Как вы сможете себя проверить?

✔ Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?

✔  Составьте алгоритм своей работы.

✔ Какая помощь понадобится? и т.п


Процессуальный самоконтроль обеспечивает контроль в процессе  выполнения действия. Ученик все время сверяет результат и действия с эталонным алгоритмом, и это входит в привычку. В процессе работы с учебником предметом осознания для учащихся становятся не только знания, но и способы деятельности (это означает, какие действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то узнать). Эти сведения получили название операционных, поскольку они содержат указания на то, какие операции или действия нужно выполнить и в какой последовательности (например, чтобы определить падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, правильно составить текст-рассуждение, и т.д., надо ...).

 Чаще всего используется такой прием: один или несколько учеников действуют по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например правильно: «+», не совсем правильно: «?», неправильно: «-».

Так учащиеся постепенно осваивают образцы действий и эталоны ответов.

Процессуальный контроль может быть:

 ✔ в устной форме

 ✔ в письменной форме.

 Для контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить, в каких действиях возникает ошибка, и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

Психологическое назначение процессуального самоконтроля - обеспечить произвольность внимания, оперативно увидеть ошибку.

Приёмы процессуального контроля (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.

1.Проговаривание в устной форме

1. Каждый отвечающий ученик полностью проговариевает весь алгоритм действия. Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.

2.Один объясняет, другой комментирует (в т.ч. комментирование цепочкой.)

3.Постановка вопросов по тексту (например, по ходу чтения).

4. Пометки на полях («+» знаю-умею, «?» не понимаю, сомневаюсь, «–» не знаю, не умею)

5. Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв: «Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а ставлю пропуск в виде черточки или точки».)

6. Составление плана действий.

7.Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю «+», т.к. этот шаг я сделал).

8. По ходу работы (в процессе): опрос со стороны учителя:

✔ На каком этапе находишься?

✔ Как можешь себя проверить?

✔ Что надо учитывать?

✔ Есть ли другие способы решения этой задачи?


Итоговый контроль используется по завершению задания. Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

Приемы итогового самконтроля:

1. Проверка по образцу

2. Возврашение к вопросам

3. Восстановление части, текста (редактирование)

4. Составление плана, схем, опорных сигналов  после прочтения текста,

5.  Сравнение и сопоставление схем (таблиц, правил или образецов рассуждения…) с изученной темой.

6. Распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за вторую часть и т.д.). В конце урока подвести итог: что планировали узнать в начале урока, что узнали в конце.В начале урока зафиксировать «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)». В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.

8. Организация рассуждений в конце урока:

✔ Какие цели были реально достигнуты?

✔ Трудным ли было это задание? В чем его трудность? Успешно ли вы с ним справились?

✔ Трудно ли было проверить себя?

✔ Как ты сможешь проверить себя сейчас?

✔ На что будешь опираться?

✔ Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?

✔ Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить?

✔ Какую задачу можно для себя поставить?

✔ Как бы вы оценили свою работу?

Действию самоконтроля следует обучать с первых дней ребенка в школе. Можно выделить этапы формирования этого действия.

  На  первом  этапе  (1  класс)  основная  цель    научить  учащихся  сопоставлять  свои  действия  с  заданным  образцом.  Дети  должны  научиться  обнаруживать  совпадение,  сходство,  различие.  Научиться  договариваться  о  выборе  образца  для  сопоставления.  Постепенно  переходить  от  очень  детального  поэлементного  сопоставления  к  менее  детальному.  Центральное  место  в  деятельности  учащихся  отводится  пооперационному  контролю.

На этом этапе эффективен наглядный и эмоциональный контроль. Например, на уроках математики можно предложить детям картинку веселого гномика, держащего в руках цифру «2». Далее предлагается ряд примеров, из которых необходимо выбрать только те, которые в результате дают искомую двойку. Чем больше примеров найдено, тем веселее гномику.

На первом этапе учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения, во-вторых, вводят элемент соревновательности. Плюс  учат внимательности и скорости мышления.

Вот несколько способов самоконтроля, которые вполне окажутся под силу даже самым слабо подготовленным к школе  ученикам:

✔                      сверка с написанным образцом;

✔                      проверка по словесной инструкции;

✔                      проверка с помощью сигнальных карточек.

На  втором  этапе  формирования  действий  контроля  и  оценки  (2-ой – 4-е классы)  происходит  совершенствование  работы  учащихся  над  пооперационным  контролем  освоения  способов  деятельности.  Такой  вид  контроля  уже  является  для  учащихся  не  целью,  а  средством  решения  другой  задачи    определения  «ошибкоопасных»  мест,  поиска  возможных  причин  возникновения  ошибок  и  путей  их  ликвидации.  Контроль  должен  быть  связан  с  диагностикой  причин  ошибок  и  трудностей  учащихся.  Разворачивается  в  полном  объеме  система  коррекционных  учебных  занятий  и  система  индивидуальной  самостоятельной  работы  учащихся.

Теперь ученик, видя конечный результат, должен озвучить свою оценку. Насколько он был успешен в выполнении, все ли этапы работы выполнены, нужны ли были исправления и т.д. То есть, ребенок учится проговаривать свои выводы.

Приемы самоконтроля на втором этапе:

✔     взаимопроверка в паре, группе;

✔  подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием обоснованности своего выбора).

Как вариант, на уроках математики можно использовать мозаику или пазл. Лист бумаги разрезается на определенное количество прямоугольников. На них пишутся задания. Точно такой же лист с рисунком разграфить на такое же количество секторов. В каждом секторе пишется вариант правильного ответа. Дети решают задачи/примеры, выбирают правильные ответы — в итоге собирается рисунок.

К третьему классу вместо забавного рисунка подобным образом можно зашифровать цитату, фразу, правило и т.д.  (пример задания из учебника Л.Г. Петерсон по математике в 3-м классе).

1-11-kontrol.png

На третьем этапе  (4-й    5-й  классы)  учащиеся  вместе  с  учителем  выходят  на  полный  цикл  контроля  и  оценки.  На  данном  этапе  обучения  эффективно  строить  работу  в  рамках  разновозрастного  сотрудничества  пятиклассников  с  учащимися  более  младших  классов.  Со  стороны  учащихся  5-х  классов  предметом  контроля  и  оценки  могут  выступать  действия  младших  школьников, реальных или воображаемых  (1-х    3-х  классов). 

Приемы самоконтроля для третьего  этапа:

✔            предлагается задача с решением, но ответ неверен, ученикам нужно найти ошибку самостоятельно;

✔                предложить задачу с неполным решением — ученики должны дорешать;

✔         предложить задачу с неполными данными или лишними сведениями. Ученики должны найти эти данные и объяснить свой выбор.

Помните: чем выше развит самоконтроль, тем реже приходится прибегать к внешнему контролю! 

TurboSite