1.11. Виды, методы и функции контроля в обучении
Контроль
важен не меньше, чем план. Контроль дает информацию о том, верно или не верно
выполнено действие. Таким образом, основной функцией контроля является ориентирующая.
Для
контроля нужны критерии правильного или неправильного действия!
Если
их нет, то контроль невозможен! |
Ералаш
«Сколько будет 2=2?»
|
С
точки зрения отечественных психологов, одним из первых учебных действий, с
которых следует начинать учить ученика, является действие самоконтроля. Во ФГОС
НОО это действие самоконтроля отнесено к регулятивным. Для формирования действия
самоконтроля следует помнить, что существует несколько видов самоконтроля: предварительный, процессуальный,
итоговый.
Предварительный
самоконтроль
проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
Назначение
предварительного контроля –
обеспечить понимание, т.е. сделать задачу более осознаваемой в
последовательном выполнении
действий; предварительный контроль
проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению
задач.
Используя
предварительный контроль, ученики
могут произвести прогностическую
самооценку, предварительно оценивая свои возможности выполнения задания;
затем после проверки выставляют итоговую оценку и сверяют ее с прогностической.
Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не
знания» через прогностическую оценку.
Вот
вопросы для предварительного
самоконтроля:
✔
Сможете ли вы выполнить это задание? -Трудно ли оно для вас? -В чем заключается
трудность? -С чего начнете? -Из каких этапов будет состоять
работа?
✔ В
какой последовательности вы будете выполнять задание, решать
задачу?
✔ Как
вы сможете себя проверить?
✔ Какие
возможные ошибки, трудности могут встретиться?
✔
Составьте алгоритм своей работы.
✔ Какая
помощь понадобится? и т.п
Процессуальный
самоконтроль
обеспечивает контроль в процессе
выполнения действия. Ученик все
время сверяет результат и действия с эталонным алгоритмом, и это входит в
привычку. В процессе работы с учебником предметом осознания для учащихся
становятся не только знания, но и способы деятельности (это означает, какие
действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то узнать). Эти сведения
получили название операционных, поскольку они содержат указания на то, какие
операции или действия нужно выполнить и в какой последовательности (например,
чтобы определить падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно
написать безударное падежное окончание имени прилагательного, правильно
составить текст-рассуждение, и т.д., надо
...).
Чаще всего используется такой прием:
один или несколько учеников действуют по алгоритму (схеме, памятке), а
остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции,
например правильно: «+», не совсем правильно: «?», неправильно: «-».
Так
учащиеся постепенно осваивают образцы действий и эталоны ответов.
Процессуальный
контроль может быть:
✔ в устной форме
✔ в письменной
форме.
Для контроля необходимо знать алгоритм
действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает
«думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить, в
каких действиях возникает ошибка, и провести немедленную коррекцию выявленных
недостатков.
Психологическое
назначение процессуального самоконтроля - обеспечить произвольность внимания,
оперативно увидеть ошибку.
Приёмы
процессуального контроля (контроль
в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка.
Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в
привычку.
1.Проговаривание
в устной форме
1. Каждый отвечающий ученик полностью проговариевает весь алгоритм действия. Так
постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны
ответов.
2.Один
объясняет, другой комментирует (в т.ч. комментирование
цепочкой.)
3.Постановка
вопросов по тексту (например, по ходу чтения).
4. Пометки
на полях («+» знаю-умею, «?» не понимаю, сомневаюсь, «–» не знаю, не
умею)
5. Выделение
орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв: «Если я сомневаюсь, то я не
пишу букву, а ставлю пропуск в виде черточки или точки».)
6. Составление
плана действий.
7.Фиксирование
хода работы в инструкции, плане действий (поставлю «+», т.к. этот шаг я
сделал).
8.
По ходу работы (в процессе): опрос со стороны
учителя:
✔ На
каком этапе находишься?
✔ Как можешь себя проверить?
✔ Что надо
учитывать? ✔ Есть
ли другие способы решения этой задачи? Итоговый
контроль
используется по завершению задания. Главное вновь вернуться к цели, к задаче,
которую решали. Приемы
итогового самконтроля: 1. Проверка по
образцу 2. Возврашение
к вопросам 3.
Восстановление части, текста (редактирование) 4. Составление
плана, схем, опорных
сигналов после прочтения текста, 5. Сравнение
и сопоставление схем (таблиц, правил или образецов рассуждения…) с
изученной темой. 6.
Распределение функций (кто-то отвечает за первую часть,
кто-то за вторую часть и т.д.). В
конце урока подвести итог: что планировали узнать в начале урока, что узнали в
конце.В начале урока зафиксировать «Хочу узнать
(научиться)» или «Что должен знать (уметь)». В оценочном листе или на
шкале зафиксировать выполненные умения. 8. Организация
рассуждений в конце урока: ✔ Какие
цели были реально достигнуты? ✔ Трудным
ли было это задание? В чем его трудность? Успешно ли вы с ним
справились? ✔ Трудно
ли было проверить себя? ✔ Как
ты сможешь проверить себя сейчас? ✔ На
что будешь опираться? ✔ Как
ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях
они тебе пригодятся? ✔ Над
чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить? ✔ Какую
задачу можно для себя поставить? ✔ Как
бы вы оценили свою работу? Действию
самоконтроля следует обучать с первых дней ребенка в школе. Можно выделить этапы
формирования этого действия. На
первом этапе (1
класс) основная цель –
научить учащихся сопоставлять свои действия с
заданным образцом. Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о
выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от
очень детального поэлементного сопоставления к
менее детальному. Центральное место в
деятельности учащихся отводится пооперационному контролю. На
этом этапе эффективен наглядный и эмоциональный контроль.
Например, на уроках математики можно предложить детям картинку веселого гномика,
держащего в руках цифру «2». Далее предлагается ряд примеров, из которых
необходимо выбрать только те, которые в результате дают искомую двойку. Чем
больше примеров найдено, тем веселее гномику. На
первом этапе учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам
необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются
разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения,
во-вторых, вводят элемент соревновательности. Плюс учат внимательности и скорости
мышления. Вот
несколько способов самоконтроля, которые вполне окажутся под силу даже самым слабо
подготовленным к школе
ученикам: ✔
сверка
с написанным образцом; ✔
проверка
по словесной инструкции; ✔
проверка
с помощью сигнальных карточек. На втором этапе формирования действий контроля и
оценки (2-ой – 4-е классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Такой вид контроля уже является для учащихся не
целью, а средством решения другой задачи –
определения
«ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и
путей их ликвидации. Контроль должен быть связан с
диагностикой причин ошибок и
трудностей учащихся. Разворачивается в
полном объеме система коррекционных учебных занятий и
система индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Теперь
ученик, видя конечный результат, должен озвучить свою оценку. Насколько он был
успешен в выполнении, все ли этапы работы выполнены, нужны ли были исправления и
т.д. То есть, ребенок учится проговаривать свои выводы. Приемы самоконтроля на
втором этапе: ✔
взаимопроверка
в паре, группе; ✔
подбор
нескольких способов решения и выделение самого оптимального с проговариванием
обоснованности своего выбора). Как вариант, на уроках
математики можно использовать мозаику или пазл. Лист бумаги разрезается на
определенное количество прямоугольников. На них пишутся задания. Точно такой же
лист с рисунком разграфить на такое же количество секторов. В каждом секторе
пишется вариант правильного ответа. Дети решают задачи/примеры, выбирают
правильные ответы — в итоге собирается рисунок. К третьему классу
вместо забавного рисунка подобным образом можно зашифровать цитату, фразу,
правило и т.д. (пример задания из учебника Л.Г. Петерсон по математике в 3-м
классе). На третьем этапе (4-й
– 5-й классы) учащиеся вместе с
учителем выходят на
полный цикл контроля и
оценки. На данном этапе обучения эффективно строить работу в
рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с
учащимися более младших классов. Со
стороны учащихся 5-х
классов предметом контроля и
оценки могут выступать действия младших школьников, реальных или
воображаемых (1-х –
3-х классов). Приемы
самоконтроля для третьего этапа: ✔
предлагается задача с решением, но ответ неверен, ученикам нужно найти
ошибку самостоятельно; ✔
предложить
задачу с неполным решением — ученики должны дорешать; ✔
предложить
задачу с неполными данными или лишними сведениями. Ученики должны найти эти
данные и объяснить свой выбор. Помните:
чем выше развит самоконтроль, тем реже приходится прибегать к внешнему
контролю!