Раздел 2. Психология воспитания

Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. Психология воспитания – молодая отрасль педагогической психологии. Её выделение в самостоятельный раздел обусловлено тем, что данные психологии детского развития невозможно перенести в педагогику, тем более в школьную практику. Психология воспитания призвана соединить, связать психологию и педагогику.


Задачи психологии воспитания:


1. Раскрытие психологических и личностных особенностей и возможностей каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. Создание портрета личности для каждого возрастного периода.


2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности.


3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов не обеспечивает появление ценностных ориентаций и личностных качеств.

 

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

 

Прежде чем читать раздел Психология воспитания, посмотрите старый-престарый фильм "Игрушка"(скачать файл) (производство Франция, 1976 год), например, тут: https://vk.com/video-37492055_456251568

 

 

2.1. Парадигмы  воспитания: насильственная и ненасильственная
2.2. Основные механизмы воспитания личности
2.3. Нравственное развитие: стадии, механизмы
2.4. Поощрение и наказание: условия эффективного применения в работе учителя
2.5. Воспитание как формирование черт характера
2.6. Характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
2.7. Психологические аспекты работы учителя с учениками, имеющими отклоняющееся поведение
2.8. Формирование коллектива школьников как ведущее направление воспитательной работы учителя

 

 

TurboSite