Раздел 2. Психология воспитания
Психология
воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая
исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса,
психологические механизмы воспитания. Психология
воспитания – молодая отрасль педагогической психологии. Её выделение в
самостоятельный раздел обусловлено тем, что данные психологии детского развития
невозможно перенести в педагогику, тем более в школьную практику. Психология
воспитания призвана соединить, связать психологию и
педагогику.
Задачи психологии
воспитания:
1.
Раскрытие психологических и личностных особенностей и возможностей каждого
возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом
возрасте. Создание портрета личности для каждого возрастного
периода.
2.
Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием
воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры
взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это
взаимодействие влияет на формирование его
личности.
3.
Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и
мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки,
развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так
как усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов не обеспечивает появление ценностных ориентаций и личностных качеств.
4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.
Прежде чем читать раздел Психология воспитания, посмотрите старый-престарый фильм "Игрушка"(скачать файл) (производство Франция, 1976 год), например, тут: https://vk.com/video-37492055_456251568
2.1.
Парадигмы воспитания: насильственная и ненасильственная
2.2. Основные
механизмы воспитания личности
2.3.
Нравственное развитие: стадии, механизмы
2.4. Поощрение
и наказание: условия эффективного применения в работе учителя
2.5.
Воспитание как формирование черт характера
2.6.
Характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
2.7.
Психологические аспекты работы учителя с учениками, имеющими отклоняющееся
поведение
2.8.
Формирование коллектива школьников как ведущее направление воспитательной работы
учителя