1.14. Причины и формы дезадаптации школьников
Проблема
адаптации ребенка в начальной школе неразрывно связана с проблемой
возникновения школьной дезадаптации – сложного
социально-психологического и социально-педагогического явления, препятствующего
успешному овладению школьником в процессе учебной деятельности знаниями,
умениями, навыками общения и взаимодействия. Понятие "школьная дезадаптация"
является комплексным и включает:
–
психофизиологические признаки
(отклонения психофизического развития, соматическая ослабленность,
церебрально-органическая недостаточность);
–
психологические признаки (нарушение
поведения, снижение учебной мотивации);
–
социально-средовые признаки
(характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды,
межличностных отношений).
В
статье В.Е. Каган Психогенные формы школьной
дезадаптации (http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844089.htm)
представлены интересные примеры психогенных и невротических реакций
дезадаптированных учеников на школу и все, что с ней
связано.
Причины
нарушения адаптации:
•
неадекватность
требований педагога, родителей;
•
стресс
ограничения времени;
•
отрицательное
подкрепление, противоречивость требований, завышенные требования и
т.п.;
•
перегрузки
(эмоциональные, интеллектуальные и физические);
•
несоответствие
программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным
возможностям;
•
нарушение
режима и организации учебных и внеучебных занятий;
•
нарушения
психического и физического здоровья;
•
психологическая
и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса
обучения.
Дезадаптированных
детей можно определить по ряду признаков (И.А. Аршавский, М.М. Безруких, М.Р.
Битянова, А.О. Дробинская, Н.Н. Заваденко):
1) когнитивный компонент школьной
дезадаптации: неуспешность в обучении по программам, соответствующим
способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая
неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности
общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (И. А.
Васильев, Т. А. Власова, Н. В. Вострокнутов);
2) эмоционально-оценочный компонент
школьной дезадаптации: постоянные нарушения эмоционально-личностного
отношения к отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, жизненной
перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно-безучастное,
пассивно-негативное, демонстративно-пренебрежительное и др. (Л М. Аболин, М.Р.
Битянова, Г.М. Бреслав, Н. В. Вострокнутов, З.В. Денисова, А.И.
Захаров);
3) коммуникативный
компонент школьной дезадаптации: систематически повторяющиеся нарушения
поведения в школьном обучении и школьной среде, неконтактность и
пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; активное
противопоставление себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение
правилами школьной жизни (П.П. Блонский, Н.В. Вострокнутов, Н.М. Иовчук, В.Е. Каган, И.А. Невский).
Педагогу
необходимо знать признаки, характеризующие напряжение процесса адаптации у
первоклассников. Общий перечень
признаков можно представить в виде следующих
симптомов:
•
изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества
работы;
•
выраженные изменения организации деятельности (снижение темпа, сокращение
времени работы без отвлечений, появление трудностей переключения с одного вида
деятельности на другой и т.п.);
•
повышенная утомляемость;
•
двигательная расторможенность или, наоборот, вялость,
сонливость;
•
снижение сопротивляемости (появление частых простудных
заболеваний);
•
неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон,
неустойчивость настроения, неадекватные реакции и т.п.);
•
снижение массы тела;
•
жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т.п.);
•
нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почерка, "нелепые
ошибки", "неиспользование" правил, фрагментарное восприятие заданий и
т.п.);
•
снижение учебной мотивации;
•
повышение тревожности.
Основные признаки в поведении и деятельности,
характеризующие напряжение процесса адаптации (по М.М.
Безруких)
Физиологическая
адаптация |
Социально-психологическая адаптация |
1)
низкий уровень работоспособности; 2)
неустойчивость работоспособности; 3)
высокое функциональное напряжение; 4)
повышенная утомляемость; 5)
сложность концентрации внимания; 6)
низкий произвольный контроль деятельности; 7)
сложность в реализации познавательных функций (восприятия, внимания,
памяти, мышления и т.п.); 8)
обострение хронических заболеваний; 9)
снижение сопротивляемости организма; 10)
появление неврозоподобных расстройств |
1)
трудности выполнения правил поведения; 2)
сложности в контактах со сверстниками; 3)
сложности в контактах с педагогом; 4)
неадекватная оценка ситуации; 5)
трудности организации учебной деятельности; 6)
снижение учебной мотивации; 7)
повышение тревожности |
Р.В. Овчарова выделяет несколько форм школьной дезадаптации, указывая ее причины и возможные меры коррекции.
Формы школьной дезадаптации (по М.М.
Безруких)
Если говорить о проблемах адаптации и дезадаптации Поскольку процесс адаптации закономерен и обязателен для любого индивида, попавшего в новые условия, то задача учителя – создать все условия для того, чтобы ученик максимально быстро смог приспособиться.
А
вот этот мальчик из шоу Уральских
пельменей явно дезадаптирован.