1.14. Причины и формы дезадаптации школьников

Проблема адаптации ребенка в начальной школе неразрывно связана с проблемой возникновения школьной дезадаптации – сложного социально-психологического и социально-педагогического явления, препятствующего успешному овладению школьником в процессе учебной деятельности знаниями, умениями, навыками общения и взаимодействия. Понятие "школьная дезадаптация" является комплексным и включает:

психофизиологические признаки (отклонения психофизического развития, соматическая ослабленность, церебрально-органическая недостаточность);

психологические признаки (нарушение поведения, снижение учебной мотивации);

социально-средовые признаки (характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, межличностных отношений).

В статье В.Е. Каган Психогенные формы школьной дезадаптации (http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844089.htm) представлены интересные примеры психогенных и невротических реакций дезадаптированных учеников на школу и все, что с ней связано.

Причины нарушения адаптации:

неадекватность требований педагога, родителей;

стресс ограничения времени;

отрицательное подкрепление, противоречивость требований, завышенные требования и т.п.;

перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);

несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;

нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

нарушения психического и физического здоровья;

психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

Дезадаптированных детей можно определить по ряду признаков (И.А. Аршавский, М.М. Безруких, М.Р. Битянова, А.О. Дробинская, Н.Н. Заваденко):

1) когнитивный компонент школьной дезадаптации: неуспешность в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (И. А. Васильев, Т. А. Власова, Н. В. Вострокнутов);

2) эмоционально-оценочный компонент школьной дезадаптации: постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно-безучастное, пассивно-негативное, демонстративно-пренебрежительное и др. (Л М. Аболин, М.Р. Битянова, Г.М. Бреслав, Н. В. Вострокнутов, З.В. Денисова, А.И. Захаров);

3) коммуникативный компонент школьной дезадаптации: систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и школьной среде, неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; активное противопоставление себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни (П.П. Блонский, Н.В. Вострокнутов, Н.М. Иовчук, В.Е. Каган, И.А. Невский).

Педагогу необходимо знать признаки, характеризующие напряжение процесса адаптации у первоклассников. Общий перечень признаков можно представить в виде следующих симптомов:

• изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества работы;

• выраженные изменения организации деятельности (снижение темпа, сокращение времени работы без отвлечений, появление трудностей переключения с одного вида деятельности на другой и т.п.);

• повышенная утомляемость;

• двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, сонливость;

• снижение сопротивляемости (появление частых простудных заболеваний);

• неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон, неустойчивость настроения, неадекватные реакции и т.п.);

• снижение массы тела;

• жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т.п.);

• нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почерка, "нелепые ошибки", "неиспользование" правил, фрагментарное восприятие заданий и т.п.);

• снижение учебной мотивации;

• повышение тревожности.

 

Основные признаки в поведении и деятельности, характеризующие напряжение процесса адаптации (по М.М. Безруких) 

Физиологическая адаптация

Социально-психологическая

адаптация

1) низкий уровень работоспособности;

2) неустойчивость работоспособности;

3) высокое функциональное напряжение;

4) повышенная утомляемость;

5) сложность концентрации внимания;

6) низкий произвольный контроль деятельности;

7) сложность в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.);

8) обострение хронических заболеваний;

9) снижение сопротивляемости организма;

10) появление неврозоподобных расстройств

1) трудности выполнения правил поведения;

2) сложности в контактах со сверстниками;

3) сложности в контактах с педагогом;

4) неадекватная оценка ситуации;

5) трудности организации учебной деятельности;

6) снижение учебной мотивации;

7) повышение тревожности

 

  Р.В. Овчарова выделяет несколько форм школьной дезадаптации, указывая ее причины и возможные меры коррекции.

Формы школьной дезадаптации (по М.М. Безруких) 


Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков учебной деятельности

– П едагогическая запущенность;
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности

– Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность)

– Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
– минимальная мозговая дисфункция;
– общая соматическая ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по выработке оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Страхи, тревожность.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– Стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;
– психологическая неготовность к школе;
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

 

Если говорить о проблемах адаптации и дезадаптации Поскольку процесс адаптации закономерен и обязателен для любого индивида, попавшего в новые условия, то задача учителя – создать все условия для того, чтобы ученик максимально быстро смог приспособиться.

А вот этот мальчик из шоу Уральских пельменей явно дезадаптирован.

 

TurboSite