2.7. Психологические аспекты работы учителя с учениками, имеющими отклоняющееся поведение
В
этом параграфе мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося
поведения учеников: аффективность (=взрывчатость), гиперактивность (=болезнь
внимания и расторможенность = синдром гиперактивности с дефицитом внимания),
заторможенность, тревожность, агрессивное поведение, демонстративное
поведение.
Аффективность
= «взрывчатость»
Сопровождается
сильными эмоциональными кратковременными переживаниями, сопровождающимися резко
выраженными двигательными проявлениями. Развивается в критических условия,
ребенок не может найти выход из сложившихся ситуаций.
Например,
не получается задача – ребенок швыряет и ломает ручку
Способы
реагирования на аффекты ребёнка:
·
 Не
кричать в ответ. В случае истерики говорите с ребенком
тихо.
·
 Если
«сцена» только начинается, надо постараться отвлечь ребенка. Изображайте
удивление, говорите что-то, главное, чтобы переключить
его.
·
 Если
не удалось отвлечь ребенка, на какое-то время оставить его в покое, не обращать
на него внимания. На время вспышки снизить требование (не требовать немедленно
поднять ручку, успокоиться и перестать орать).
·
 Когда
ребенок перестанет капризничать, когда буря утихнет, обязательно поговорите с
ребенком спокойно. Скажите, что вас огорчило его поведение. Обеспечьте
индивидуальный подход (предполагает умение опираться на то положительное, что
имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его
интересы и склонности, на его здоровые нравственные тенденции, на
доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора).
·
 Выявить причину и устранить ее (наиболее часто
распространены:
·
 неудачи
в учении,
·
 конфликты в группе, со всем
коллективом,
·
 внутренний
конфликт между уровнем притязаний (основанный на преувеличенной самооценке)
и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в
классе,
·
 склонность
к аффективным формам отношений и разрешения
конфликтов.
Гиперактивность (это нарушение внимания + двигательная расторможенность + импульсивность = синдром гиперактивности с дефицитом внимания, это диагноз, который ставит ВРАЧ!).
Возникает
когда возбуждение преобладает над торможением. Сочетание общего двигательного
беспокойства, неусидчивости, недостаточной целенаправленности поступков,
повышенной аффективности, импульсивности, недостатков концентрации внимания).
Способы
реагирования на гиперактивное поведение ребёнка:
1.
 Строгая
организация режима дня.
2.
 Проведение
коррекционных игр на внимание
3.
 Стать
ребенку авторитетом и другом
4.
 НЕ
сокращать двигательную активность, а направлять ее в социально полезную
деятельность (ребенок не носится на перемене просто так, а бежит, чтобы
выполнить поручение, при этом задача – никого не обидеть, не сбить, ничего не
рзарущшить)
5.
 Давать
возможность не делать рутинные однообразные задания
6.
 Не
снижать оценки за помарки, неаккуратность при параллельной беседе о том, к чему
надо стремиться
7.
 Разбивать большое задание на несколько
мелких, чтобы на ошеломить объемом
8.
 Посадить
ближе к учителю, чтобы путем прикосновений, взгляда, быстрых словесных
комментариев прекратить отвлечение внимания
9.
 Понять,
какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Обращайте внимание только
на то поведение, которое для вас недопустимо
10.
 Обеспечить
систему внешних поощрений (возможна жетонная терапия)
Заторможенность
Проявляется
в скованности движений, угловатости, зажатости, особенно в новой ситуации,
медлительностью
Способы
реагирования на заторможенного ребёнка:
1.
 Не
ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на
него
2.
 Дать
ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; желательно, чтобы ответ
был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка
письма);
3.
 Нельзя
давать для усвоения в ограниченный промежуток времени
4.
Большой,
разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные
информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; лучше всего не
заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке
материал;
5.
 Следует
отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
6.
Путем
правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа
«отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика
уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта
уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов,
контрольных, олимпиад и т. д.;
7.
Следует
осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам
очень болезненно относится к ним; во время подготовки ответа нужно
дать время для проверки и исправления написанного;
8.
Следует
в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать внимание,
создавать спокойную обстановку.
Тревожность
Проявляется
в восприятии трудностей как бедствий. Ребенок ждет неуспеха в любом деле,
волнуется, даже если хорошо подготовлен, ждет плохого отношения к себе
окружающих, нет критерия правильного и неправильного действия. В деятельности
чаще всего не может выделить главную задачу, распыляется на выполнение частных.
В случае неудачи не проявляют никаких действия
Способы
реагирования на тревожное поведение ребёнка:
1.
Никогда
не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы
хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то
лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц
назад.
2.
Устранить
всякого рода серьезные соревнования, заменив их шуточными. Еще лучше - пусть ребенок играет для собственного
удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.
3.
Нежелательно
ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять
его.
4.
Наказывать
по игровому типу (https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101606)
5. В качестве физкультминуток использовать релаксационные и дыхательные упражнения
6.
Работать
над положительной самооценкой ребенка, используя рефлексивные игры, например,
"Копилка достижений" (https://urok.1sept.ru/articles/691189)
Агрессивное поведение выступает в следующих формах:
1)
физическая
агрессия;
2) раздражение
(вспыльчивость, грубость);
3) вербальная
агрессия (угрозы, крики, ругань).
4) косвенная
агрессия:
-
направленная (сплетни, злобные шутки);
-
ненаправленная (крики в толпе, топание и пр.).
5) негативизм (оппозиционная манера
поведения).
6)
аутоагрессия (агрессия,
направленная на себя)
Агрессия
часто связана с тревожностью и страхом.
Способы
реагирования на агрессивное поведение ребёнка:
2.
Не
допускать конкуренции, на время снизить требования и избавить от
критики.
3.
Выражать
просьбу вместо выражения ответного гнева или агрессии: «Я прошу тебя поступать
именно так. Я прошу тебя перестать грубить».
4.
Обеспечить трансформацию в творческую деятельность? что
помогает снять напряжение и разрядить агрессивные импульсы, но и может
сформировать ощущение включенности, востребованности, поддержки, которых
зачастую не хватает агрессивным людям.
5.
Дать физическую
разрядку.
6.
Использовать
Я-сообщения (сообщение о своих чувствах, которые вызывает данная ситуация, например: «Меня
огорчает, что ты такой агрессивный», «Я чувствую твою безответственность», «У
меня вызывает тревогу твое поведение», «Я беспокоюсь о твоем поведении по
отношению к кому-либо».
7.
Назначать
наказания, которые должны быть реалистичными и значимыми для агрессивного
человека: «Если ты еще раз так поступишь, я перестану помогать тебе в трудных
ситуациях (конкретизировать, каких именно)». В последствии санкции должны
быть реализованы, ведь именно отсутствие санкций за агрессивное поведение
является стимулом для усугубления его проявления.
8. Учить работать с гневом (Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000)
Демонстративное поведение
Ералаш «Террорист»
|
|
Демонстративный
ребенок – это ребенок, который склонен к манерности, эгоцентричности,
театральности, негативизму.
Такие
дети проявляют активность, стремятся любыми способами обратить на себя внимание
взрослых т сверстников, показать себя, вызвать восхищение или просто внимание к своей персоне. При этом они могут использовать
как положительные вариации поведения, так и выражать агрессию либо врать,
рассказывая неправдивые истории. Демонстративная модель поведения, как правило,
преследует цель самоутвердиться и породить восхищённое внимание окружающих.
Демонстративные дети чрезмерно ориентированы на мнение и оценку окружения, в
особенности взрослых лиц.
Способы
реагирования на демонстративное поведение ребёнка:
1. При
плохих действиях необходимо минимизировать любые замечания, отказавшись
полностью от бурного эмоционального реагирования, которого добивается
ребенок.
2.
Включать
в спортивные соревнования, подвижные игры, игры на демонстрацию основных
эмоциональных состояний, театрализации и инсценировки.
3.
Ни
в коем случае не следует поддаваться на его требования, показные вопли и
истерики. Одержав одну-две победы таким способом, «показушный» ребенок будет
бороться за свои эгоистичные интересы таким «оружием» впредь.
4. Постараться научить демонстративного ребенка считаться с интересами других людей. Как это делать – во многом зависит от конкретных ситуаций.
Реагируя на отклоняющееся поведение ребёнка, учитель всегда ставит и решает несколько педагогических задач одновременно:
1) максимально быстро устранить или смягчить неправильные и угрожающие ему или окружающим действия ребёнка с отклоняющимся поведением;
2) продемонстрировать себя как того сильного, знающего наверняка и много умеющего человека, который верит в лучшее в личности ребёнка с отклоняющимся поведением и готов к конструктивному общению и деятельности на уроке и вне его;
3) определить стратегию влияния на личность этого ребёнка, исходя из доминирующей структуры личности (см. п.2.2. "Основные механизмы воспитания личности").