2.7. Психологические аспекты работы учителя с учениками, имеющими отклоняющееся поведение

В этом параграфе мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения учеников: аффективность (=взрывчатость), гиперактивность (=болезнь внимания и расторможенность = синдром гиперактивности с дефицитом внимания), заторможенность, тревожность, агрессивное поведение, демонстративное поведение.

Аффективность = «взрывчатость»

Сопровождается сильными эмоциональными кратковременными переживаниями, сопровождающимися резко выраженными двигательными проявлениями. Развивается в критических условия, ребенок не может найти выход из сложившихся ситуаций.

Например, не получается задача – ребенок швыряет и ломает ручку

Способы реагирования на аффекты ребёнка:

·  Не кричать в ответ. В случае истерики говорите с ребенком тихо.

·  Если «сцена» только начинается, надо постараться отвлечь ребенка. Изображайте удивление, говорите что-то, главное, чтобы переключить его.

·  Если не удалось отвлечь ребенка, на какое-то время оставить его в покое, не обращать на него внимания. На время вспышки снизить требование (не требовать немедленно поднять ручку, успокоиться и перестать орать).

·  Когда ребенок перестанет капризничать, когда буря утихнет, обязательно поговорите с ребенком спокойно. Скажите, что вас огорчило его поведение. Обеспечьте индивидуальный подход (предполагает умение опираться на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его интересы и склонности, на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора).

·  Выявить  причину и устранить ее (наиболее часто распространены:

·  неудачи в учении,

·  конфликты  в группе, со всем коллективом,

·  внутренний конфликт между уровнем притязаний (осно­ванный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором ученик фактически пребывает в классе,

·  склонность к аффективным формам отношений и разреше­ния конфликтов.

 

Гиперактивность (это нарушение внимания + двигательная расторможенность + импульсивность = синдром гиперактивности с дефицитом внимания,   это диагноз, который ставит ВРАЧ!).

Возникает когда возбуждение преобладает над торможением. Сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективности, импульсивности, недостатков концентрации внимания).

 

2-7-giper.png

 Причины гиперактивности:  индивидуальные особенности физиологического развития, включая внутриутробное (чаще всего минимальные мозговые дисфункции, возникающие в результате гипоксии плода) плюс неправильный тип воспитания в семье

Способы реагирования на гиперактивное поведение ребёнка:

 

1.   Строгая организация режима дня.

2.   Проведение коррекционных игр на внимание

3.   Стать ребенку авторитетом и другом

4.   НЕ сокращать двигательную активность, а направлять ее в социально полезную деятельность (ребенок не носится на перемене просто так, а бежит, чтобы выполнить поручение, при этом задача – никого не обидеть, не сбить, ничего не рзарущшить)

5.   Давать возможность не делать рутинные однообразные задания

6.   Не снижать оценки за помарки, неаккуратность при параллельной беседе о том, к чему надо стремиться

7.    Разбивать большое задание на несколько мелких, чтобы на ошеломить объемом

8.   Посадить ближе к учителю, чтобы путем прикосновений, взгляда, быстрых словесных комментариев прекратить отвлечение внимания

9.   Понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Обращайте внимание только на то поведение, которое для вас недопустимо

10.            Обеспечить систему внешних поощрений (возможна жетонная терапия)

 

Заторможенность

Проявляется в скованности движений, угловатости, зажатости, особенно в новой ситуации, медлительностью

Способы реагирования на заторможенного ребёнка:

1.   Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него

2.   Дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной сформированности навыка письма);

3.   Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени

4. Большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

5.   Следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

6. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т. д.;

7.  Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним; во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8.  Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать внимание, создавать спокойную обстановку.

 

Тревожность

2-7-trev.png

 

Проявляется в восприятии трудностей как бедствий. Ребенок ждет неуспеха в любом деле, волнуется, даже если хорошо подготовлен, ждет плохого отношения к себе окружающих, нет критерия правильного и неправильного действия. В деятельности чаще всего не может выделить главную задачу, распыляется на выполнение частных. В случае неудачи не проявляют никаких действия

Способы реагирования на тревожное поведение ребёнка:

1.  Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.

2.  Устранить всякого рода серьезные соревнования, заменив их шуточными. Еще лучше - пусть ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.

3.  Нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его.

4.  Наказывать по игровому типу (https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200101606)

5.  В качестве физкультминуток использовать релаксационные и дыхательные упражнения

6.  Работать над положительной самооценкой ребенка, используя рефлексивные игры, например, "Копилка достижений" (https://urok.1sept.ru/articles/691189)


   Агрессивное поведение проявляется в стремлении причинить кому-либо боль, дискомфорт, разрушение.(Важно: агрессивное поведение далеко не всегда связано с агрессивностью как чертой личности!)

Агрессивное поведение выступает в следующих формах:

1) физическая агрессия;

2) раздражение (вспыльчивость, грубость);

3) вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань).

4) косвенная агрессия:

- направленная (сплетни, злобные шутки);

- ненаправленная (крики в толпе, топание и пр.).

5) негативизм (оппозиционная манера поведения).

6) аутоагрессия (агрессия,  направленная на себя)


Агрессия часто связана с тревожностью и страхом.

 

Способы реагирования на агрессивное поведение ребёнка:

 1.  В момент агрессии оставить в покое, устранив зрителей и сочувствующих, а также понециальных жерт.

2.  Не допускать конкуренции, на время снизить требования и избавить от критики.

3.  Выражать просьбу вместо выражения ответного гнева или агрессии: «Я прошу тебя поступать именно так. Я прошу тебя перестать грубить».

4.  Обеспечить  трансформацию в творческую деятельность? что помогает снять напряжение и разрядить агрессивные импульсы, но и может сформировать ощущение включенности, востребованности, поддержки, которых зачастую не хватает агрессивным людям.

5.   Дать физическую разрядку.

6.  Использовать Я-сообщения (сообщение о своих чувствах, которые вызывает данная ситуация, например: «Меня огорчает, что ты такой агрессивный», «Я чувствую твою безответственность», «У меня вызывает тревогу твое поведение», «Я беспокоюсь о твоем поведении по отношению к кому-либо».

7.  Назначать наказания, которые должны быть реалистичными и значимыми для агрессивного человека: «Если ты еще раз так поступишь, я перестану помогать тебе в трудных ситуациях (конкретизировать, каких именно)». В последствии санкции должны быть реализованы, ведь именно отсутствие санкций за агрессивное поведение является стимулом для усугубления его проявления.

8.  Учить работать с гневом (Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000)

 

Демонстративное поведение

 

Ералаш «Террорист»

 

 

 

 

Демонстративный ребенок – это ребенок, который склонен к манерности, эгоцентричности, театральности, негативизму.

 

Такие дети проявляют активность, стремятся любыми способами обратить на себя внимание взрослых т сверстников, показать себя, вызвать восхищение или просто внимание к своей персоне. При этом они могут использовать как положительные вариации поведения, так и выражать агрессию либо врать, рассказывая неправдивые истории. Демонстративная модель поведения, как правило, преследует цель самоутвердиться и породить восхищённое внимание окружающих. Демонстративные дети чрезмерно ориентированы на мнение и оценку окружения, в особенности взрослых лиц.

 

Способы реагирования на демонстративное поведение ребёнка:

1.        При плохих действиях необходимо минимизировать любые замечания, отказавшись полностью от бурного эмоционального реагирования, которого добивается ребенок.

2.  Включать в спортивные соревнования, подвижные игры, игры на демонстрацию основных эмоциональных состояний, театрализации и инсценировки.

3.  Ни в коем случае не следует поддаваться на его требования, показные вопли и истерики. Одержав одну-две победы таким способом, «показушный» ребенок будет бороться за свои эгоистичные интересы таким «оружием» впредь.

4.  Постараться научить демонстративного ребенка считаться с интересами других людей. Как это делать – во многом зависит от конкретных ситуаций.


Реагируя на отклоняющееся поведение ребёнка, учитель всегда ставит и решает несколько педагогических задач одновременно:

 

1) максимально быстро устранить или смягчить неправильные и угрожающие ему или окружающим действия ребёнка с отклоняющимся поведением;

 

2) продемонстрировать себя как того сильного, знающего наверняка и много умеющего человека, который верит в лучшее в личности ребёнка с отклоняющимся поведением и готов к конструктивному общению и деятельности на уроке и вне его;

 

3) определить стратегию влияния на личность этого ребёнка, исходя из доминирующей структуры личности (см. п.2.2. "Основные механизмы воспитания личности").

TurboSite