Занятие 14. Использование пристроек в общении педагога.

 

Цель занятия – научиться проводить экспресс-диагностику мотивации учения учащихся и подбирать формы и методы работы с учениками, имеющими разный тип и силу мотивации учения.

Опорные понятия: познавательная потребность, мотив учения, цель деятельности, внутренняя мотивация, внешняя мотивации, познавательный мотив, социальный мотив, мотав избегания неудач, позиционный мотив (мотив учебного сотрудничества), интерес, содержание мотива учения, сила мотивации.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.                  Упражнения на актуализацию имеющихся знаний:

Упражнение 1. Соотнесите понятия «пристройки в общении» и «позиции Эго-состояния».

Упражнение 2. Прочитайте стихотворение Э. Успенского «Бабушка и внучек». С каких позиций общения разговаривают персонажи?

Лился сумрак голубой
В паруса фрегата…
Собирала на разбой
Бабушка пирата.


Пистолеты уложила
И для золота мешок.
А еще, конечно, мыло,
Зубной порошок.


– Ложка здесь.
Чашка здесь,
Чистая рубашка есть.
Вот мушкет пристрелянный,
Вот бочонок рома…
Он такой рассеянный
Все оставит дома.


Старенькая бабушка
Седая голова,
Говорила бабушка
Ласковы слова:
– Дорогой кормилец наш,
Сокол одноглазый,
Ты смотри на абордаж
Попусту не лазай.
Без нужды не посещай
Злачные притоны.
Зря сирот не обижай,
Береги патроны,
Без закуски ром не пей –
Очень вредно это.
И всегда ходи с бубей,
Если хода нету.
Серебро клади в сундук,
Золото – в подушку…


Но на этом месте внук
Перебил старушку:
– Слушай, если это все
Так тебе знакомо,
Ты давай
Сама езжай,
А я останусь дома!

 

Упражнение 3. Докажите минимум тремя примерами, что одну  ту же фразу можно сказать с разных позиций в общении.

Упражнение 4. Приведите пример пересекающихся трансакций в общении.

 

II.               Задания на отработку умения проводить анализ ситуации для выявления пристроек в общении:

Откройте раздел учебника Практикум. Занятие «Использование пристроек в общении педагога». Проведите анализ коммуникативных позиций говорящих из представленных художественных произведений: пристройки рядом, снизу, сверху или с точки зрения трансактного анализа Э. Берна: родитель, взрослый, дитя (ребёнок).

 

III.           Микропреподавание

1.                Разыграйте в парах диалоги на темы: «В магазине продавец дает вам некачественный товар», «В тесном автобусе вас просят подвинуться, хотя вы и так висите на подножке и места нет», «Преподаватель не ставит вам зачет автоматом, потому что у вас не хватает двух баллов и вы пропустили больше половины занятий», «Ваш однокурсник, который почти никогда не ходит на занятия, пришел в аудиторию раньше вас и занял парту, которую предпочитаете занимать вы и ваш друг (а ваш друг сегодня заболел и не придет)», «Ваша мама просит вас приехать на выходных к ней и помочь по хозяйству в деревне – это займет и субботу, и воскресенье, – а у вас были планы просто выспаться и доделать много накопившихся собственных дел. При этом маму вы не хотите обидеть»  или любую другую тему, актуальную для вас.

Попробуйте перевести вашего партнера по диалогу на другой уровень общения, чтобы добиться своего.

 

Зрители диалогов ведут протокол наблюдаемых позиций в общении и делают вывод о продуктивности общения и результативности диалога для каждого из героев.

 

2.                     Разыграйте диалоги по любой типичной ситуации в школе: «Ученик  из вашего класса постоянно опаздывает», «Ученики из класса, в котором вы ведете уроки каждую неделю, не поздоровались с вами», «Ваша коллега, учитель из  соседнего класса, немного старше вас, говорит, что ученики вашего класса опять устроили в раздевалке бои, в отличие от ее учеников, которые разнимали всех…» и прочие.

Зрители диалогов ведут протокол наблюдаемых позиций в общении, используемых игр (по Э. Берну) и делают вывод о продуктивности общения и результативности диалога для каждого из героев диалога.

 

IV.           Закрепление и рефлексия:

1.  Какие позиции общения наиболее удаются вам?

2.  Чем вы это можете объяснить?

3.  Насколько вам удается с этих позиций поменять позицию своего собеседника?

4.  Что у вас не получается вовсе?

5.  Какие интересные приемы вы подсмотрели у ваших однокурсников, которые возьмете на вооружение?

 

TurboSite