2.3. Нравственное развитие: стадии, механизмы

 

Традиционно в отечественной педагогике и психологии нравственное развитие и воспитание рассматриваются как тесно связанные. При этом нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, отмечает  Е.С.Шамухаметова [https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30329_full.shtml].

 

Нравственное развитие личности определяется как процесс усвоения нравственных знаний, в структуре которых значимая роль принадлежит нравственным представлениям, их осмысления, эмоционального и рассудочного принятия нравственных норм, развития нравственной самооценки, уровня нравственных притязаний, нравственных качеств личности, их превращения во внутренний регулятор поведения в соответствии с нравственными принципами.

В настоящее время в разных психологических школах сложилось несколько подходов к пониманию структуры и стадий нравственного развития. Мы рассмотрим только некоторые их них: 1) теория нравственного развития Лоуренца Кольберга, которая базируется на трудах знаменитого швейцарского психолога Жана Пиаже; 2) подход Артура Владимировича Петровского, который представил обобщенную модель развития и периодизации становления социально зрелой личности; 3) теория уровневой регуляции поведения Бориса Сергеевича Братỳся

Интересный и полный обзор подходов представлен в статье  Барсуковой С.А. "К пониманию феномена совести в психологии" // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-3

2-3-kolberg.png

Лоуренц Кольберг
(1927—1987)

 

Чтобы проникнуться проблематикой психологии воспитания, прочитайте рассказ: А.Грина "Игрушка"

 

  

Не в том беда, что наглой челяди

Доступен жирный ананас.

А в том, что это манит в нелюди

Детей, живущих возле нас.

(Игорь Губерман)

2-3-chelyad.png

2-3-petr-1.png

Артур Владимирович
Петровский
(1924 – 2006)

  В качестве интересного: Карпенко Л.А. Вклад А.В. Петровского и его научной школы в развитие социальной психологии, психологии личности, теории и истории психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №3.

    Основной вопрос психологии воспитания: каким образом формируется формируется нравственность, совесть как высшие показатели развитой личности, ведь основная задача воспитания – формирование личности, содействие ее росту и развитию. (Интересный авторский взгляд на проблемы психологии воспитания в пособии О.В. Лишина «Педагогическая психология воспитания» [Источник: https://klex.ru/3jz}

Рассмотрим теорию нравственного развития Лоуренца Кольберга. Достаточно подробна эта теория раскрыта в работе А.Р. Бровкиной https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-razvitiya-moralnogo-subekta-l-kolberga/viewer. Внимательно изучив работы другого знакового психолога XX в. – швейцарца Жана Пиаже, предложившего операциональную концепцию интеллекта на основе эмпирического наблюдения детей и подростков исключительно в психологическом и логическом ключе, Л.Кольберг настаивает на несостоятельности такого подхода и предлагает новый – уже на почве собственных исследований (20-летние исследования американских мальчиков). Новизна идеи Л. Кольберга состоит в том, что моральное сознание субъекта претерпевает трансформации, обусловленные его физиологическим, социальным и образовательным ростом. Итог исследований Л.Кольберга: систематизация шести основных ступеней в динамике морального субъекта, которая может быть представлена следующим образом.

Доконвенциональный уровень:

1) ориентация на награду и наказание (Obedience and punishment orientation);

2) инструментально-релятивистская ориентация (Self-interest orientation).

Конвенциональный уровень:

3) «межперсональное поглаживание» (Interpersonal accord and conformity);

4) стадия «закона и порядка» (Authority and social-order maintaining orientation).

Постконвенциональный уровень:

5) легалистская ориентация на социальный договор (Social contract orientation);

6) ориентация на универсальный этический принцип (Universal ethical principles).

Прежде всего Л. Кольберг выделяет три важнейших уровня морального развития личности: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. На каждом уровне две стадии, своеобразные ступени, по которым моральный субъект «спускается» и «поднимается» в своем развитии. При этом важно подчеркнуть, что перепрыгнуть через одну и более ступенек в развитии невозможно. Также маловероятен регресс, спуск по обозначенной лестнице вниз.

Доконвенциональный уровень, по мнению Л. Кольберга, характерен в основном для детей.

Первая стадия (1) доконвенционального уровня, по мнению Л. Кольберга, основана на чувственном постижении мира и проявляется у человека в возрасте 0 – 3 лет. Масштабы хорошего и плохого понимаются здесь в плане физических и чувственных последствий действий (награда, наказание). Правильное, хорошее действие то, которое позволяет избежать наказания. Стоит также отметить, что моральные стандарты, проникая на данной стадии в сознание субъекта, не подвергаются какой-либо критике и рефлексии со стороны последнего.

Вторая стадия (2) доконвенционального уровня характерна для детей дошкольного возраста. Субъект уже понимает, что представляют собой нормы и правила морали, однако продолжает подчиняться традиционным нормам поведения, соответствующим определенным ролям личности. Правильно то, что удовлетворяет чьи-либо потребности, при этом сами человеческие отношения понимаются как обменные («почешите мою спину, и я почешу вашу»). Первые две ступени характеризуются жестко выраженной моралью, привнесенной извне. Об этой морали мы узнаем от других, а не вырабатываем в себе самих. Разумеется, и среди взрослых людей могут встречаться индивидуумы, остановившиеся, скажем, на второй стадии, однако сам Л. Кольберг в своих исследованиях на это практически не ссылается, «вверяя» доконвенциональный уровень преимущественно детям.

На втором – конвенциональном – уровне самоцель субъекта проявляется в исполнении ожиданий кого-либо (семьи, группы, нации) без оглядки на очевидные последствия. Эта установка определяется, во-первых, конформизмом, а во-вторых, идентификацией с личностью или группой, которые выступают в качестве носителей определенного порядка.

Первую стадию (3) на конвенциональном уровне можно обозначить как «межперсональное поглаживание». Под хорошим поведением понимается такое, которое нравится другим. Субъект полностью растворяется в стереотипном представлении о поведении большинства, к которому он принадлежит. На данной ступени, по мнению Л. Кольберга, живет большинство людей (чаще всего это выражается в желании не быть «белой вороной», выскочкой, стремиться к жизни по шаблонам и т.п.).

Вторая стадия (4) обладает ярко выраженной ориентацией на закон и порядок. Правильно то, что законно, что прописано в уставах и кодексах. Нарушение закона, отход от каких-либо авторитетных норм является показателем безнравственного поведения. Другими словами, здесь наблюдается поддержание социального порядка ради него же самого, никакого осмысления и обоснования нравственных норм-законов в принципе не предполагается: не нужно думать, где добро, а где зло, где хорошо, а где плохо – все уже прописано заранее. Все это касается и религиозных законов.

Прежде чем перейти к рассмотрению стадий третьего, постконвенционального уровня, следует сказать пару слов о ступени, которую Л. Кольберг назвал «стадией 4,5». Здесь происходит осознание несовершенства внешне установленных законов, однако внутренние законы еще не построены. Субъект понимает, что внешние законы – это формальность, правильность, доказать которую очень и очень непросто. Однако заменить их в данной ситуации нечем, поэтому большинство решений человек принимает исходя из чувств, чисто произвольно и субъективно. Это опасная, кризисная ситуация для субъекта.

Третий уровень, постконвенциональный, характеризует официальную мораль развитых обществ.

На первой стадии (5) проявляется так называемый социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества, при этом считается правильным уважать права других и социальные соглашения, личные оценки и мнения воспринимаются как относительные. Отсюда особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы, референдумы и т.д.). Зрелая демократия, по мнению Л. Кольберга, находится как раз на данной стадии.

На второй стадии (6) данного уровня и высшей в классификации правильное определяется на основании решения совести в созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть логически взаимосвязаны, универсальны и логически непротиворечивы. Эти принципы абстрактны (как, например, категорический императив Канта). Речь идет об универсальных принципах справедливости, взаимности и равенства человеческих прав, принципах уважения достоинства людей как индивидуальных личностей.

Таким образом, мораль на первом и втором уровнях является для человека чем-то внешним, на третьем же она выводится из самого субъекта.

Теория Л. Кольберга интересна, понятна в прикладном применении диагностики,  хорошо видна на жизненных примерах, но не отвечает на вопрос, который интересует педагогическую психологию – за счет каких социально-психологических механизмов человек переходит на вторую  стадию   постконвеционального уровня.

 

 

Личностью не рождаются – личностью становятся, и процесс становления происходит именно при погружении человека в систему общественных отношений. Такова традиция отечественной психологии  -   внутренний мир личности формируется  в процессе развития и реализации многообразных отношений и взаимодействий человека в обществе. Некоторое представление об этом процессе дает теория А.В. Петровского. Для тех, кому интересна история появления данной теории, советую прочитать статью: http://www.bim-bad.ru/docs/chapter/chapter.odt.pdfЛичность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум. Известна схема Эры восхождения к социальной зрелости

 2-3-petr.png

А. В. Петровский связывает становление личности с особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерны своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную группу, он прежде всего приспосабливается к ней – усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе - фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации (тем, что он стал таким, как все в группе) и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей порождает вторую фазу – индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности.

 Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция).

Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату индивидуальных черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства (3 – 7 лет) - преобладает адаптация, ребенок в основном приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества (11 – 15) – доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в общество.


Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии.


Интересен подход Бориса Сергеевича Братуся к пониманию стадий развития личности. Эти стадии тесно связаны с развитием морали, совести, личностных смыслов с позиции христианской психологии.

 

2-3-brat.png

 

Борис Сергеевич Братусь (1904 – 1997)

Б.С. Братусь в докладе «Возможна ли нравственность в психологии?» 

выделяет 4 ступени развития морали: эгоцентрическая, группоцентрическая, просоциальная, эсхатологическая. Рассмотрим их подробнее.

1. Эгоцентрическая мораль - уровень прагматических смыслов -  ориентация на собственные интересы («все, что происходит вокруг, примеривается к моей личной пользе. Важно это или нет, во всех вещах я ищу личную выгоду, выгоду для себя, для своего престижа, для личного выигрыша для меня»).

2. Группоцентрическая мораль - ориентация на интересы группы

(«Здесь смыслы покоятся в той группе, с которой я себя идентифицирую, которая является моей, самой важной для меня. Это может быть малая группа, например, семья, может быть большая группа, может быть свой народ, нация. Церковь тоже может рассматриваться как группа: «Мы католики» и так далее. Остальные люди воспринимаются как принадлежащие или нет к этой группе. Если они принадлежат, то они должны получать все блага, которые свойственны этой группе. А если нет, то, в общем-то, и неважно, что с ними происходит»).



3. Просоциальная мораль (или гуманистический уровень) - индивидуально-личностная ориентация на общественную мораль. («Отношение к другому человеку обусловлено гуманистическими принципами, характеризующимися обратимостью: любой человек, близкий мне или далекий, обладает теми же правами и обязанностями, что и я сам. Все люди равны. Здесь действует максима Канта «Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли быть распространены на все человечество без исключения»)/


4. Эсхатологическая мораль - ориентация на духовные нормы («другой человек обладает не только правами и обязанностями и общечеловеческой ценностью. Оно обладает какой-то сакральной ценностью, духовной ценностью. По сути дела здесь возникает формула взаимоотношений человека и Бога, человека и духовной сферы»).

Не надо думать, что человек, который ходит в церковь, обязательно находится на духовном уровне. В церковь может ходить эгоцентрист, обижаться на Бога, что он уже три свечки поставил, а экзамен до сих пор не сдан. Может быть группоцентрист, гордящийся тем, что «наш приход самый лучший, а в остальных вообще совсем не то». Человек, приходящий в церковь, может быть кем угодно. Духовный же уровень подразумевает особую харизму, светлоту человека.

Человек как личность может быть младенцем, может быть подростком, может быть юношей, может быть зрелым человеком. В плане психологическом можно, например, оставаться младенцем до конца своих лет.

При этом важно помнить, что  «все мы ситуативно можем быть эгоцентричными, гуманистическими, духовными… Когда к психологу приходит человек, то что он по сути дела видит? Например, если приходит человек эгоцентрического уровня, то, как говорил злой Гегель, мы видим «одному ему интересные выкрутасы». Мы видим его. Мы не видим за ним ничего. И по мере того как человек поднимается по этим уровням, он становится все более прозрачным. Мы начинаем за ним что-то видеть. Признак какого-то духовного уровня. В светском понимании мы видим человека вообще, о котором как о Томосе Море сказали: «Человек на все времена». Мы видим за ним человечество. В религиозном плане мы видим образ и подобие Боже, явленное нам на земле Христом (Esse Homo). И здесь, по сути, обрывается психология личности, она не нужна, так как личность исчезла, появился Человек».  

Следует отметить интересное  издание, отражающее современный обобщенный взгляд на развитие личности, морали, ценностных нормативов. Это:  Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности [Электронный ресурс]: сборник / [под ред. Е.Э. Кригер] ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текст. дан. (1 файл pdf : 231 с.). — М. : Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2019.

Авторы справедливо отмечают, что на первом этапе (доподростковый возраст) ребенок принимает существующую в мире взрослых систему социальных нормативов и в этом смысле находится в пространстве взрослых.

На втором этапе (подростковый возраст) в связи с развитием интеллекта и понятийного мышления происходит «морально-нравственная рефлексия», переоценка «ценностей», прояснение индивидуальной системы личностных приоритетов, происходит рефлексия на прошлое (результат жизни, оценка системы присвоенных личностных значений) и на настоящее (процесс жизни, оценка взаимоотношений с близкими людьми и пр.). Именно к завершению этого этапа мы склонны констатировать появление на арене психического развития личностных ценностей в полном смысле этого слова как системного образования, характеризующегося устойчивостью, непротиворечивостью, а также некоторыми другими характеристиками.

Юность – это приглашение к рефлексии. Благодаря морально-нравственной рефлексии и наличию системы ценностей становится возможным профессиональное и личностное самоопределение человека. По этой причине оформление ценностей в психологическую систему – неотъемлемое условие дальнейшего личностного развития.

 На третьем этапе (начиная с раннего юношеского возраста) человек способен «управлять» своими ценностями, что проявляется в формировании целостной жизненной позиции, постановке планов на будущее и их критической оценке. На этом этапе возрастного развития, как ни на каком другом, человек планирует свою судьбу – происходит «рефлексия на будущее», что позволяет молодому человеку решать задачу личностного и профессионального самоопределения. Теперь это уже не мечтания. Самоопределение основывается на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Молодой человек начинает более реалистично (объективно) соотносить свои потребности со своими возможностями, оценивать доступность для себя той или иной жизненной сферы. Заметим, позитивное значение кризиса 17 лет заключается в том, что здесь возникают ценности как психологическая система. По всей вероятности, можно предполагать, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, в дальнейшем личность будет испытывать трудности (сложности) в самоопределении (в частности, профессиональном), что довольно часто наблюдается в настоящее время в современной российской действительности.

 Далее, к концу юношеского возраста, примерно к 21 году формируется мировоззрение как устойчивая система взглядов на мир и место в нем человека».

2-3-vyvod.png

TurboSite