Введение

Педагогическая психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

Педагогическая психология возникла в начале XX века как отрасль психологии, занимающая пограничное положение между педагогикой и психологией.

«Чтобы воспитать человека во всех отношения, надо познать его во всех отношениях»,  эта фраза К.Д. Ушинского подчеркивает ведущий характер психологии для педагогической деятельности.

В самом деле, педагогика – наука об обучении и воспитании. Психология –  наука, изучающая психику, ее проявления и закономерности. Только понимая особенности психики данного человека, данной группы на данном возрастном этапе, опираясь на специфику собственной психики, педагог может грамотно выбирать и использовать все богатства педагогической науки: цели, принципы, закономерности, содержание, методы, формы, средства обучения, воспитания, развития обучаемых и т.д.

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета. Под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Психология направлена на изучение психики, поэтому объектом педагогической психологии является человек в образовательном процессе.

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития. 

В частности, педагогическая психология изучает:

·     ✔закономерности овладения знаниями, умениями и навыками;

·     ✔особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления;

·     ✔влияние обучения и воспитания на психическое развитие;

·     ✔условия формирования психических новообразований учащихся;

·     ✔психологические особенности личности и деятельности педагога.

                          Структура педагогической психологии

Со временем любая наука накапливает достаточно фактов, теорий, которые необходимо классифицировать. Классификация богатств науки приводит к появлению её структуры.

  vved-struktura.png

Рис. 1.1. Структура педагогической психологии

В педагогической психологии структурными компонентами являются: психология обучения, психология воспитания, психология труда учителя.

Психология обучения раскрывает психологическую сущность учебного процесса:

✔какие взаимосвязи внешних и внутренних факторов определяют различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

✔как соотносятся  мотивация и интеллект в учении;

✔можно ли (и если да), то как  управлять процессами учения и развития ребенка;

✔какие психолого-педагогические критерии эффективности обучения и др.

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Исследования в этой области направлены на изучение:

✔ содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

✔ различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

✔ структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности и др.

Психология труда учителя изучает психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Исследования в этой области направлены на изучение:

✔ творческого потенциала педагога;

✔ профессиональных деформаций педагога и возможностей их преодоления;

✔ эмоциональной устойчивости учителя;

✔ особенностей формирования индивидуального стиля деятельности и общения учителя и ряд других.

                       Принципы педагогической психологии

 Любая наука опирается на принципы – те обязательные правила, которым необходимо следовать, чтобы открывать, понимать и применять законы, теории, концепции. С точки зрения Т.В. Габай  в педагогической психологии таких принципов три [ https://scibook.net/psihologiya-pedagogicheskaya/pedagogicheskaya-psihologiya-ucheb-posobie.html:

 1) принцип деятельностного подхода к изучению психики;

 2) принцип единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической;

 3) принцип социальной природы развития психики человека.

Принцип деятельностного подхода к изучению психики – развитие психики происходит в процессе деятельности, следовательно, изучать психику нужно не изолированно, а в системе жизненных задач, встающих перед индивидом, в ходе их решения.

Принцип единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической – внешняя деятельность является исходной и главной формой человеческой деятельности, а психическая деятельность – ее  измененная, преобразованная форма.

Принцип социальной природы развития психики человека

заключается в том, что в опыте человека в отличие от животных имеется три уровня: врожденный (уровень инстинктов, или безусловных рефлексов), индивидуальный приобретенный (уровень условных рефлексов), социальный (умение пользоваться логикой, речью, жить по нравственным и административным законам, оценивать себя глазами окружающих и пр.). Третий вид опыта есть только у человека и отличается от двух предыдущих по содержанию и способу приобретения.

 Педагогическая психология имеет тесную связь с разными науками: педагогика (дидактика, методики обучения и воспитания), общая, возрастная, экспериментальная психология, возрастная анатомия и физиология.

TurboSite