Введение
Педагогическая
психология –
это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях
обучения и воспитания.
Педагогическая
психология возникла в начале XX века как отрасль психологии, занимающая
пограничное положение между педагогикой и психологией.
«Чтобы
воспитать человека во всех отношения, надо познать его во всех
отношениях»,
– эта фраза К.Д. Ушинского
подчеркивает ведущий характер психологии для педагогической деятельности.
В
самом деле, педагогика – наука об обучении и воспитании. Психология – наука, изучающая психику, ее проявления
и закономерности. Только понимая особенности психики данного человека, данной
группы на данном возрастном этапе, опираясь на специфику собственной психики,
педагог может грамотно выбирать и использовать все богатства педагогической
науки: цели, принципы, закономерности, содержание, методы, формы, средства
обучения, воспитания, развития обучаемых и т.д.
При
рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки,
необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета. Под
объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой
направлена данная наука. Психология направлена на изучение психики, поэтому
объектом педагогической психологии является человек в
образовательном процессе.
Предметом
педагогической психологии являются факты,
механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и
вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного
развития.
В
частности, педагогическая психология изучает:
· ✔закономерности овладения знаниями, умениями и навыками;
· ✔особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления;
· ✔влияние обучения и воспитания на психическое развитие;
· ✔условия формирования психических новообразований учащихся;
·
✔психологические
особенности личности и деятельности педагога.
Структура педагогической
психологии
Со
временем любая наука накапливает достаточно фактов, теорий, которые необходимо
классифицировать. Классификация богатств науки приводит к появлению её
структуры.
В
педагогической психологии структурными компонентами являются: психология
обучения, психология воспитания, психология труда учителя.
Психология
обучения раскрывает
психологическую сущность учебного процесса:
✔какие взаимосвязи внешних и внутренних факторов определяют различия
познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
✔как соотносятся мотивация и
интеллект в учении;
✔можно ли (и если да), то как управлять процессами учения и развития ребенка;
✔какие психолого-педагогические критерии эффективности обучения и др.
Психология
воспитания
изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов,
формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной
деятельности в образовательном учреждении.
Исследования
в этой области направлены на изучение:
✔
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных
ориентацией, нравственных установок;
✔
различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
✔
структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности и
др.
Психология
труда учителя
изучает психологические аспекты формирования профессиональной педагогической
деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или
препятствуют успешности этой деятельности. Исследования в этой области
направлены на изучение:
✔
творческого потенциала педагога;
✔
профессиональных деформаций педагога и возможностей их
преодоления;
✔
эмоциональной устойчивости учителя;
✔
особенностей формирования индивидуального стиля деятельности и общения учителя и
ряд других.
Принципы педагогической
психологии
Любая
наука опирается на принципы – те обязательные правила, которым необходимо
следовать, чтобы открывать, понимать и применять законы, теории, концепции. С
точки зрения Т.В. Габай в педагогической психологии таких
принципов три [
https://vk.com/wall-222675697_118?ysclid=m0lzyaaz9i140693462] :
1) принцип деятельностного подхода к
изучению психики;
2) принцип единства внешней, материальной
деятельности и внутренней, психической;
3) принцип социальной природы развития
психики человека.
Принцип
деятельностного подхода к изучению психики
– развитие психики происходит в процессе деятельности, следовательно, изучать
психику нужно не изолированно, а в системе жизненных задач, встающих перед
индивидом, в ходе их решения.
Принцип
единства внешней, материальной деятельности и внутренней,
психической
– внешняя деятельность является исходной и главной формой человеческой
деятельности, а психическая деятельность – ее измененная, преобразованная
форма.
Принцип
социальной природы развития психики человека
заключается в том, что в
опыте человека в отличие от животных имеется три уровня: врожденный (уровень инстинктов,
или безусловных рефлексов), индивидуальный приобретенный (уровень условных
рефлексов), социальный (умение пользоваться логикой, речью, жить по нравственным
и административным законам, оценивать себя глазами окружающих и пр.). Третий вид
опыта есть только у человека и отличается от двух предыдущих по содержанию и
способу приобретения.
Педагогическая психология имеет тесную связь с разными науками: педагогика (дидактика, методики обучения и воспитания), общая, возрастная, экспериментальная психология, возрастная анатомия и физиология.