Занятие 5. Методическая работа учителя по составлению схем ООД

Занятие 5. Методическая работа учителя по составлению схем ООД

Цель занятия – научиться проводить анализ учебной деятельности с очки зрения теории поэтапного формирования умственных и практических действий П.Я. Гальперина.

Опорные понятия: тип учения, ООД, схема ООД, алгоритм, условия выполнения действия, признаки освоения действия, материальное и материализованное средство, контроль и самоконтроль.

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ    

I.                  Упражнения на актуализацию имеющихся знаний

Упражнение 1. Вспомните, что называют материальными или материализованными средствами в теории П.Я. Гальперина, условием выполнения действия, признаком освоения действия, способом обратной связи.

Прочитайте ситуации ниже.

Ситуация 1. Дано действие «Отправление SMS с помощью мобильного телефона». Чем является памятка по отправлению SMS?

а) материализованным средством;

в) внутренними условием выполнения действия;

б) внешним условием выполнения действия;

г) признаком достижения цели действия;

д) способом обратной связи.    

Ситуация 2. При обучении действию «приготовление торта» материализованными средствами можно считать

а) посуда, миксер; б) продукты; в) рецепт  г) электрическая плита с духовкой

Ситуация 3. Для действия «нахождение суммы 35 и 56» ответ в конце учебника 91 является

а) материализованным средством;

в) внутренними условием выполнения действия;

б) внешним условием выполнения действия;

г) признаком достижения цели действия;

д) способом обратной связи.    

 

Упражнение 2. Сформулируйте: что является условием выполнения действия, признаком освоения действия, способом обратной связи для того действия, для которого вы подготавливали материальные и материализованные средства.

Упражнение 3. Какие виды алгоритмов бывают и чем они различаются?

Ниже представлены тексты из интернета, которые названы алгоритмом. Являются ли они таковыми?

 

Алгоритм определения склонения

1.     Определить начальную форму существительного (именительный падеж единственного числа). Например, трамвай (не «трамваи» или «трамваю»), стол (не «столом» или «столами»), рыба (не «рыбы» или «рыбе»).

2.     Выделить в существительном окончание: трамвай (нулевое окончание), стол (нулевое окончание), рыба (окончание –а).

3.     По опорным словам («он мой», «она моя», «оно моё») определить род существительного: трамвай, стол («он мой», мужской род), рыба («она моя», женский род).

4.     По окончанию слова и его роду определить склонение существительного: трамвай, стол — второе склонение, рыба — первое склонение.

z5-algoritm.png

Упражнение 4. Какие типы учения по теории П.Я. Гальперина вы знаете, чем они отличаются?

Упражнение 5. На уроке рисования в школе учитель говорит: «Ребята, сегодня я вас научу рисовать кошку. Откройте альбом. Нарисуйте овал, сверху пририсуйте кружок, на кружке сверху – это голова кошки – нарисуйте треугольнички, не очень большие и не очень маленькие. Это ушки. Пририсуйте к нижнему овалу фигуру, похожую на что? Правильно, на сардельку. Это будет хвост, смотрите, чтобы он был не очень толстым, но и не тонким, как червяк! Дальше пририсуйте лапки и мордочку. Кошка готова». Что вы можете сказать про данный алгоритм? По какому типу учения организовано обучение?

Упражнение 6. На уроке рисования в школе учитель говорит: «Ребята, перед вами на экране плакат. Кто скажет, какое правило на нем изображено?" Чем является данный плакат для учеников, которые только осваивают правила композиции?

kompoz-1.png

Упражнение 7. На уроке рисования при изображении человека в беге, учитель вместе с учениками нарисовал опорный плакат с линиями красного, зеленого и синего цвета. Какой тип учения был задействован на уроке? Для какого этапа формирования действия (по теории П.Я. Гальперина) данный плакат актуален? Что заменит данный плакат на следующем этапе формирования действия?

chel.png

II.               Упражнения для формирования умения составлять алгоритм

Упражнение 1. Продиктуйте вашему однокурснику алгоритм рисования узора по клеточкам (можете придумать свой или взять из интернета). Пусть он его выполнит. Как вы думаете, что было самое трудное в вашем алгоритме? А теперь спросите об том вашего напарника.

Упражнение 2. Выполните шаги данного алгоритма

1.     Сложи лист бумаги по этапам как на рисунке ниже:

z5-gadalka.png

2.     Разверни получившуюся фигуру до квадрата

3.     Подпиши, каждый сектор как, как показано на рисунке внизу.

z5-gadalka2.png

4.     Сложи снова до этапа 12. Гадалка готова.

5.     Попроси игроков назвать число от 1 до 8 или придумайте иной способ называния числа. Например, 7.

6.     Поочередно закрой - открой кармашки 7 раз.

7.     Зачитывай ответ, написанный на внутренней стороне гадалки.

 

Упражнение 3. Многие фокусы на отгадывание чисел полезны для учителя, который хочет привить любовь к математике, зрелищны и просты в освоении  и исполнении. Выполните данный фокус в группе или на себе.

Содержание фокуса. Попросите любого зрителя задумать число. Потом это число зритель должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.

Какой алгоритм нужно запомнить фокуснику?

 

Упражнение 4. Выполните фокус «Угаданный день рождения»

Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя.

 

Секрет. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц.

 

Совет. Перед выполнением этого математического фокуса раздайте зрителям калькуляторы, чтобы они не ошиблись в вычислениях, а для себя на первое время запишите на карточке порядок действий с цифрами: на что умножить, что прибавить, из чего вычесть.

Какой тип алгоритма используется фокусником? Что вы можете сказать про тип обучения, положенного в основу обучения вас данным фокусам?

 

Упражнение 4. Вы знаете игру «Быки и коровы»? Предложите алгоритм подбора чисел, чтобы максимально быстро выиграть для варианта отгадывания 3-х цифр. Какой тип алгоритма вы будете использовать?

Для тестирования вашего алгоритма можете использовать ресурс он-лайн игры с компьютером:
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРОЧИТАТЬ ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ НА ЭТОМ РЕСУРСЕ!

Упражнение 5. Составьте план-алгоритм ДЛЯ УЧЕНИКА по выполнению действия, с которым вы работаете, начиная с 3-го занятия.

 

III.           Микропреподавание.

Заданиеи 1.  Составьте схему ООД для действия, с которым вы работаете, начиная с 3-го занятия.

Образец схемы ООД:

1.     Название действия: порядок выполнения действий без скобок (например: 30 – 15 : 3 + 8)

2.     Вид действия: умственное.

3.     Тип учения:  2.

4.     Цель: научить безошибочно  использовать правило выполнения действия в выражении без скобок.

5.     Признаки достижения цели:  умение безошибочно выполнять действия слева направо в следующем порядке: сначала выполнено действие в скобках, первоначально умножение либо деление, затем сложение либо вычитание.

6.     Условия выполнения действия (для начальной школы):

а) внутренние: уметь вычислять значения выражений, знать знаки + (что это сложение), – (что это вычитание), х (умножение), : (деление).

б) внешние: выражение не содержит отрицательных чисел и дробей, несколько скобок,  в том числе подряд.

7.  Алгоритм

z5-alg-poryadok.png

8. Способ контроля: операционный – проверяем каждый шаг по алгоритму.

Итоговый – возможен, если только есть готовый верный ответ, с которым и сравнивается результат.

9.     Материализованные средства (примеры см. ниже):

 

z5-ms-1.png

 

z5-ms-2.png z5-ms-3.png

 

Задание 2.   Выполните конспект урока по действию, для которого вы составляли схему ООД. Чем является конспект урока для учителя – схемой ООД или планом-алгоритмом?

Задание 3.   Подготовьте серию плакатов или схем, или иной наглядности, на которых изображены типичные ошибки при выполнении того действия, для которого вы составляли схему ООД. В случае затруднений воспользуйтесь материалами, предалагаемыми, например, начинающим художникам на ресурсе https://ppt-online.org/344507

Osh.png

 

Закрепление:

1.     Кому из учеников может быть полезно обучение по I типу?

2.     Обучение по II типу можно использовать?

3.     При каких условиях вы выбрали бы обучение по II или III типу?

4.     Всегда ли должна быть обратная связь? Зачем она нужна?

5.     Зачем учителю прописывать признаки освоения действия?

6.     Зачем учителю знать условия выполнения действия, да еще и разделять их на внешние и внутренние?

7.     Почему учителю надо иметь большое разнообразие материальных и материализованных средств при формировании нового действия у учеников?

TurboSite