1.8. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

В научной литературе учебная деятельность рассматривается как особая деятельность учащегося, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей. В результате учебной деятельности в самом ученике происходят изменения, следовательно, это деятельность субъекта по самоизменению.

Учебная деятельностьведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Это значит, что именно учебная деятельность способствует развитию младшего школьника, именно в этом возрасте. За эталон развития чаще всего принимаются показатели, характеризующие теоретическое мышление:

 рефлексивность – (умение оценить свои действия и качества со стороны, понять иную точку зрения),

целеполагание – умение ставить цель, достигать ее;

планирование умение конкретизировать цель в системе задач и выборе операций в зависимости от сложившихся условий; 

умение действовать во внутреннем плане;

умение обмениваться продуктами познания.

 

Г.А. Цукерман отмечает, что учебная деятельность становится формой рефлексивного развития лишь тех школьников, которые являются ее субъектами, но ни один первоклассник не садится за парту готовым субъектом предстоящей учебной деятельности.

Учебная деятельность развивает лишь собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. Учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).

 1-8-priznaki.png

Важно отметить, что детям, имеющим разные ценностные установки и, соответственно, разные субъектные предпочтения, должен быть обеспечен разный вход в учебную деятельность.

Для ребенка, чей дошкольный опыт субъектности выталкивает его в игру и игровые взаимоотношения со взрослым и сверстниками, должны быть созданы особые формы работы – игровые по форме и учебные по содержанию, т. е. ориентирующие на существенные свойства предмета изучения.

Для ребенка, чьи субъектные предпочтения обусловливают подмену учебной задачи на коммуникативную, целью обучения, ориентирующей его в лабиринте учебных задач, становится дифференцированная самооценка.

Для ребенка, пришедшего в школу с субъектной ориентацией на практическое действие, для ребенка, ценящего себя, прежде всего за отличные продукты своих усилий, таким продуктом должен предстать сам способ получения этих продуктов.

В таблице представлены основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, знание которых поможет учителю выстроить учебную деятельность ребенка, исходя из субъектных предпочтений ребенка (из статьи Г.А. Цукерман).

z6-Zukerman.png

 

Учебная деятельность не развивает те способности, которые в основе своей нерефлексивны: доверчивость, подражательность, фантазирование с нулевым индексом реальности. Эти способности развиваются в других видах деятельности, которые могут быть обогащены через учебную деятельность, но ни в коем случае не заменены ею. Строя школьную жизнь ребенка, разрабатывая учебные программы, планируя урок, педагог должен в определенной пропорции сочетать все деятельности в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие ребенка может оказаться однобоким.

В своих исследованиях психологи и педагоги выделяют следующие особенности учебной деятельности.

1. Учебная деятельность ориентирована на изменение самого учащегося, на его развитие, а не на получение иных результатов. В этом заключается основная функция учебной деятельности.

2. Должны быть определены общие способы решения различных классов задач обучения. Учебная деятельность должна быть направлена на овладение учащимися этими способами.

3. Учащийся не должен получать знания в «готовом виде». Для того чтобы он мог сознательно овладеть новыми понятиями и способами действий, изучение нового понятия должно начинаться с мотивационного введения (т.е. объяснения учащемуся, для чего и почему ему необходимо изучать данное понятие).

4. Формирование учебной деятельности должно основываться на принципе обобщения: знания общего характера предшествуют знаниям частного и конкретного характера.

5. Учебная деятельность составляет основу любой другой деятельности, так как, прежде чем осуществлять какую-либо деятельность, необходимо овладеть ею в условиях учебной деятельности.

 

1-8-Svoistva-UD.png

 

Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения. Ниже приведем несколько точек зрения.

По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят: 

                   ✔  актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;

                   ✔ определение конечной учебной цели (мотивы);

                   ✔  предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;

     ✔выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели; 

                ✔ действия контроля;

                ✔ действия оценки.

По А.У. Варданян, Г.А. Варданян: 

                   ✔ учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;  характер эмоциональной окрашенности УД; 

                 ✔ цель УД; 

                   ✔ средства (методы, способы) осуществления УД; 

     ✔ результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности); 

        ✔ характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий.

В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении учебной деятельности (УД), о ее значении в психическом развитии ребѐнка. По его мнению, в структуру УД входят:

                ✔ учебная цель; 

                 ✔ учебные действия; 

                   ✔ действия контроля процесса усвоения;

                   ✔ действия оценки степени усвоения.

 В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят: 

                   ✔ учебные ситуации (или задачи);

                   ✔ учебные действия; 

                   ✔ действия контроля и оценки.

 

Для учителя наиболее понятна структура учебной деятельности, которую можно сопоставить с имеющимися образовательными стандартами. Так, ФГОС НОО, например, указывает на формирование пяти типов действий учеников: предметных (отражающих содержание учебного предмета) и метапредметных, или универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Если прочитать во  ФГОС содержательную сторону личностных  универсальных учебных действий (УУД), то с психологической точки зрения они отражают ценностно-мотивационную сферу личности. Предметные действия отражают содержание учебных задач по изучаемым предметам. Коммуникативные, регулятивные и познавательные действия по ФГОС отражают действия, напрямую направленные на решение учебных задач, а также действия самоконтроля и самооценки.

 1-8-vidi-deistvii.png 

        Рассмотрим далее кратко по порядку каждый из структурных элементов психологической структуры учебной деятельности, способы и условия их формирования в учебной деятельности.
TurboSite