1.1. Теории усвоения информации человеком

С давних времен люди задумывались над тем, как происходит процесс обучения, как обучаемый усваивает информацию, как происходит формирование навыка. К концу XIX века сложилось несколько психологических теорий, объясняющих усвоение информации. При этом опыт может приобретаться как прямой и побочный продукт, случайный и стабильный, осознанный и бессознательный.

Все подобные виды деятельности отражены на рисунке 1.1.

1-1-vidi-deat.png

Рис.1.1. Деятельности, в результате которых приобретатеся опыт (по Айсмонтас Б.Б.)

       При этом актуальными до сих пор являются следующие термины: научение, учение, обучение. Рассмотрим различия данных понятий.

Слово «научение» пришло в педагогическую психологию из  бихевиоризма.  

 1-1-bixevior.png

И.А. Зимняя указывала, что научение является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). В отечественной психологии советского периода его было принято использовать применительно к животным.

Учение рассматривают как процесс приобретения знаний, умений и навыков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств, – таково мнение Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна). Учение может быть как сознательным, так и бессознательным, как стихийным, так и организованным.

Обучение – это процесс, организованный учителем, процесс, запускающий  совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающий усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.

Рассмотрите предложенную Б.Б. Айсмонтасом схему, показывающую различия между этими феноменами. [http://psychlib.ru/mgppu/APp-2006/APp-208.htm#n39]

Как видим, научение  минимально осознано, за счет чего максимально автоматизировано.

Обучение – это деятельность педагога.

Учение – осознанная деятельность ученика.

1-1-nauchenie-uchenie-obuchenie.png

Рис.1.2. Соотноошение понятий: обучение, научение, учение

                                                 

        В настоящее время принято говорить о следующих психологических теориях научения: ассоциативные, условно-рефлекторные, операциональные и знаковые. Каждая из указанных теорий с рассматривает виды научения: импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное. Нарпимер, Б.Б. Айсмонтас [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/APp-2006/APp-208.htm#n35] приводит следующую схему видов научения. Расположение по лесенке в данном случае отражает усложнение механизма. 

 1-1-Vidi-nauchenia.png

Рис.1.3. Виды научения

Импринтингсамый простой и быстрый вид научения. Импринтинг (от англ. «запечатление, отпечатываться, оставлять след») – это мгновенное научение, научение с первого раза. Особенности поведения, зафиксированные в процессе импринтинга, сложно контролировать и практически невозможно изменить. Информация, запомненная посредством данного механизма, не требует подкрепления (не нужно ничего повторять – она и так хранится всю жизнь). Классический пример импринтинга – формирование привязанности гусят к первому движущемуся объекту, увиденному после вылупления.

Посмотрите видеофрагмент про Конрада Лоренца, открывшего и объяснившего данный тип научения у гусей

 

 

 

Довольно интересны книги этого автора. Наиболее известная из которых – «Кольцо царя Соломона»: https://bookscafe.net/read/konrad_lorenc-kolco_carya_solomona-260699.html#p1

Несмотря на выдающиеся заслуги К. Лорнеца в зоопсихологии, в 2015 году он был посмертно лишен почетной докторской степени университета в Зальцбурге в связи с его приверженностью идеологии нацизма, хотя в 1947 году он и отрёкся от своих нацистских убеждений.

Импринтинг – восприятие первых впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых и так далее) новорожденным ребёнком, запоминание и принятие их за норму. Дело в том, что ощущение своей видовой принадлежности не врождённо. Оно приобретается в определённый критический этап развития по механизму, названному первичной социализацией (в отличие от вторичной социализации, которая может долго и трудно происходить в более позднем возрасте).

Во время критического этапа первичной социализации происходит запечатлевание взрослых особей своего вида (обычно своих родителей), и на этой основе формируется ощущение своей принадлежности к тому или иному биологическому виду. Например, песни певчих птиц – это вовсе не их врождённые голоса. Самцы обучаются пению, когда они ещё сидят маленькими птенчиками в гнезде, а папа поёт рядом. Они запечатлевают песню, но сами петь будут лишь не скоро – по достижении половой зрелости. (Это относится к самцам. Самочки же петь не будут, но станут реагировать на песни своих сверстников как на сексуально значимые голоса представителей своего биологического вида). Если же папа у гнезда не поёт, способность петь у потомства не сформируется, особи станут социально неполноценными, их участие в репродукции (размножении) будет искажено или станет вовсе невозможным.

У человека этап запечатлевания длится с момента рождения до 6–7 месяцев (хотя некоторые ученые утверждают, что и дольше, до 2–3 лет, а также в периоды сильных стрессовых ситуаций). В это время и в последующие примерно два года психика ребёнка чрезвычайно чувствительна к нарушениям гармоничных отношений с матерью или человеком, её заменяющим. Как было выяснено во многих наблюдениях за развитием детей и в специальных опытах на обезьянах, нарушение этой гармонии (хотя бы длительное отсутствие того взрослого человека, к которому произошёл «импринтинг», попытки резкой замены такого человека другим воспитателем именно в это время и тому подобное) вызывает труднообратимые или даже необратимые нарушения в психическом развитии ребёнка, сказывающиеся и во взрослом состоянии. Это могут быть психологические трудности в общении с другими людьми, нелюдимость, повышенная агрессивность и так далее.

Считается, что первые несколько дней после родов имеют большое значение. Всё, что происходит в эти дни — особенно в первый день — новорождённый ребёнок принимает как норму, и именно в это время происходит эмоциональная привязанность. Исходя из этого, у мамы обязательно должна быть возможность сразу же после родов положить голенького ребёночка себе на грудь «приголубить» его, дать возможность покормиться из груди первыми каплями молозива. Грудное вскармливание с самого первого дня жизни помогает и матери, и ребёнку сохранить то же ощущение единого целого, которое у них было ещё во время беременности. Если же малышу, только что появившемуся на свет, дать вместо материнской груди бутылочку с соской, он и это воспримет как норму. И сформируется эмоциональная привязанность не к человеку, а к бутылочке с едой.

У человека примерами импринтинга могут быть следующие ситуации:

✔ Впечатывание образа матери и отца в первые месяцы жизни ребенка.

✔ Первая любовь;

✔ Эффект первого впечатления;

✔ Эффект первого успеха/неудачи;

✔ Этап формирования фобий.

ВАЖНО: Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

         Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

         Условно-рефлекторное научение

    Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.

На рисунке ниже представлена принципиальная схема формирования условного рефлекса, впервые описанная и экспериментально обоснованная великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым (по https://fp.nsu.ru/studentu/metodicheskie-materialy/zoopsy.pdf].

1-1-uslovn-refleks.png

Рис.1.4. Схема формирования условного рефлекса

 

Как видим, для формирования условного рефлекса важно сочетание безусловного стимула (то, что для живого существа значимо БЕЗУСЛОВНО), нейтрального стимула (то, что не вызывает реакции до некоторых пор), их сочетание и повторение. Это ведет к установлению временной связи между двумя стимулами и со временем вызывает реакцию на нейтральный стимул такую же, как и на безусловный!

Джон Уотсон, американский психолог, также изучал условно-рефлекторное научение. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул – реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.

Примером такого эксперимента на человеке может служить эксперимент, вошедший в историю под нзванием «Маленький Альберт», для проведения которого был взят 9-месячный ребенок. Что касается этических соображений, то на момент проведения эксперимента не существовало никаких препятствий по его осуществлению на законодательном уровне.

       Посмотрите видео, в котором кратко представлена суть данного эксперимента.

 

 

Оперантное научение основывается на на управлении через непосредственные последствия выбранного способа поведения. В противоположность условно-рефлекторному научению, для которого важет предшествующий стимул. При оперантном научении награда (например, пища) следует не автоматически за сочетанием безусловного и условного стимула, а зависит от правильной реакции организма. Иными словами, если при образовании классического условного рефлекса устанавливается ассоциация между двумя стимулами, то при оперантном научении – между реакцией и подкреплением. Понятие оперантного обусловливания введено Б.Ф. Скиннером. Для тех, кому интересны детали проводимых экспериментов рекомендую почитать статьи о Б.Ф. Скиннере, его жизни и работе, например: здесь или здесь.

Рассмотрим компоненты оперантного научения: негативное и позитивное подкрепление.

Подкрепление – это любое действие, которое будет влиять на развитие определенной модели поведения. Существует два вида подкрепления:

1-1-podkreplenia.png

Рис.1.5. Виды подкреплений при оперантном научении


Среди позитивных подкреплений выделяют первичные и вторичные.

Первичные подкрепления – пища, вода, физический комфорт и секс. Их ценностное значение для организма не зависит от научения.

Вторичные (условные) подкрепления – это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма. Примерами общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей являются деньги, внимание, привязанности и хорошие оценки.

Характерным для условного подкрепления является то, что оно генерализуется, если объединяется с более чем одним первичным подкреплением. Деньги – особенно показательный пример. Очевидно, что деньги не могут удовлетворить какое-либо из наших первичных влечений. Все же благодаря системе культурного обмена деньги являются мощным и сильным фактором для получения множества удовольствий. Например, деньги позволяют нам иметь модную одежду, яркие машины, медицинскую помощь и образование.

Иные виды генерализованных условных подкрепляющих стимулов – это лесть, похвала, привязанности и подчинение себе других. Эти так называемые социальные подкрепляющие стимулы (включающие в себя поведение других людей) часто действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего поведения в разнообразных ситуациях.

Внимание – простой случай. Все знают, что ребенок может получить внимание, когда притворяется больным или плохо себя ведет. Часто дети назойливы, задают нелепые вопросы, вмешиваются в разговор взрослых, рисуются, поддразнивают младших сестер или братьев и мочатся в постель, – и все это для привлечения внимания. Внимание значимого другого: родителей, учителя, возлюбленного, – особенно эффективный генерализованный условный стимул, который может содействовать ярко выраженному поведению привлечения внимания.

Еще более сильный генерализованный условный стимул – это социальное одобрение. Например, многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника. И женская, и мужская мода – это предмет одобрения, и она существует до тех пор, пока есть социальное одобрение. Студенты высшей школы соревнуются за место в университетской команде или участвуют в мероприятиях внеучебного плана для того, чтобы получить одобрение родителей, сверстников и соседей. Хорошие отметки в школе, колледже или вузе – тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что ранее за это получали похвалу и одобрение родителей. Будучи мощным условным подкрепляющим стимулом, удовлетворительные оценки также способствуют поощрению учения и достижению более высокой академической успеваемости.

Наказание – это неприятные действия, которые предпринимаются для того, чтобы прекратить нежелательную модель поведения.

Вместо того, чтобы усиливать реакцию, которую оно сопровождает, наказание уменьшает, по крайней мере временно, вероятность того, что реакция повторится. Предполагаемая цель наказания – побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер заметил, что это наиболее общий метод контроля поведения в современной жизни.

По Б. Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет позитивное наказание и негативное наказание.

Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к неприятным ощущениям (аверсивному исходу). Например: если дети плохо себя ведут, их шлепают или бранят; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму.

Негативное наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Широко используемый подход к негативному наказанию – методика приостановки. В соответствии с этой методикой человека моментально удаляют из ситуации, в которой доступны определенные подкрепляющие стимулы. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения. Ученик, получивший двойку, лишается каких-то удовольствий: гуляния, игры на компьютере и т.д.

Оба вида наказания направлены на то, чтобы ослабить нежелательную модель поведения.

Примеров оперантного научения вокруг нас множество: школьник, который делает домашнее задание, чтобы получить награду от родителей, или сотрудники, которые работают над проектом ради повышения зарплаты или продвижения по службе.

Интересно, как принцип оперантного научения показан на примере он-лайн игр: https://www.b17.ru/blog/240056/

Викарное научение (от англ. vicarious learning, переводится как «косвенное научение») – введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления.

Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов: семейное, субкультурное и символическое.

1-1-vikarnoe.png

Рис.1.6. Типы внешних влияний при викарном научении

Вероятность викарного научения возрастает в следующих случаях:

  демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди;

  тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.

Вербальное научение – процесс приобретения знаний,  опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяснения, образцы поведения и т. п.), является разновидностью знакового научения. Наиболее широко вербальные модели научения раскрыты в теориях отечественных советских психологов: В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других, которые будут рассмотрены далее.

Так, например, родительскую директиву «НЕ РАСТИ» дают родители, если не хотят отпускать своего ребенка в самостоятельную жизнь, хотят «привязать» к себе. Такую директиву дают родители, панически боящиеся взросления и психосексуального становления собственного ребенка, а также того момента, когда он покинет семью, оставив их.

Типичные слова и фразы, которые используют родители с такой директивой:

  «не торопись взрослеть»;

  «я в твоем возрасте еще в куклы играл(а)»;

  «ты еще мал(а), чтобы...»;

  «ты считаешь себя слишком взрослым(ой)»;

  «детство – самое счастливое время жизни»;

  «ты еще мала, чтобы краситься»".

    Эти фразы бессознательно закладывают соответствующую модель поведения ребенка на многие годы.

Наиболее впечатляющих результатов вербальное научение достигает при организации обучения, основанного на формировании у учащихся обобщенных понятийных систем и формировании приемов умственных действий.

         Таким образом, формы проявления научения крайне разнообразны. Перечисленные уровни и виды научения вычленены в определенной мере искусственно. Фактически в ходе научения человека они тесно переплетены и взаимосвязаны. Однако каждый из них имеет определенные особенности. Кроме того, эти уровни выступают и как генетические ступени научения.

TurboSite