Занятие 2. Реализация идей Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Н.А. Менчинской в процессе обучения

 

Цель занятия – научиться планировать процесс обучения на основе понимания особенностей мышления учеников с позиции разных психологических теорий (Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Н.А. Менчинской).

Опорные понятия: стадии развития мышления, эгоцентризм, центрация/децентрация, обратимость/необратимость, синкретизм, отсутствие иерархической классификации, зона ближайшего развития, уровень актуального развития, зона возможного развития, обучаемость, глубина мышления, гибкость мышления, осознанность мышления, самостоятельность мышления, устойчивость мышления.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Задания на актуализацию имеющихся знаний.

Упражнение 1. Раскройте основные положения подхода Ж. Пиаже к пониманию взаимосвязи обучения и развития. Какие факты приводил Ж. Пиаже для обоснования своего подхода? Какие доказательства разумности и целесообразности данного подхода  в настоящее время можете привести вы?

 

Упражнение 2. Раскройте основные положения подхода Л.С. Выготского к пониманию взаимосвязи обучения и развития. Чем обосновывал Л.С. Выготский истинность своего подхода?

 

Упражнение 3. В чем отличия подхода  Н.А. Менчинской к пониманию взаимосвязи обучения и развития от подхода Л.С. Выготского?

 

Упражнение 4. О каких особенностях развития мышления ребенка (по Ж.Пиаже) говорит факт, когда вы спрашиваете ребенка, что он делал в выходные, и он начинает подробно рассказывать о каком-то эпизоде, повторяя несколько раз одни и те же фразы персонажей, которые ему особенно запомнились. При этом при попытке узнать, а кто такой Серега и что необычного в его словах и поведении, чем так стоит восхищаться, пересказывая одно и то же по три раза, он недоуменно отвечает: «Ну, Серега…»

 

Упражнение 5. С какой особенностью мышления ребенка по Ж. Пиаже сталкивается учитель русского языка, получая от ученика неправильный ответ на задание: подчеркни глаголы в тексте (ученик не увидел 2 глагола: «спит» и «превращались»):

Мама зажгла ночник. Она рассказывает Анечке сказку про маленькую девочку. Бабушка подарила сказочной девочке крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Анечка спит. Мама потушила ночник.

 

Упражнение 6. Что такое синкретизм и как он может помешать ученику первого-второго класса в учебе? Приведите примеры синкретизма из вашего детства или ваших знакомых детей.

 

Упражнение 7. Ученик первого класса не умеет сам делать уроки, потому что не может организовать свое рабочее место, не может выбрать, с какого урока начинать. С какими особенностями мышления ребенка по Ж. Пиаже это связано и нормально ли это в 7 лет?

 

Упражнение 8. С точки зрения Л.С. Выгосткого, Мишу и Колю следует считать наиболее перспективными учениками. Почему?

Имя ученика

Скорость письма

В начале полугодия

В конце полугодия

Миша

3 слова/минуту

21 слово/минуту

Оля

6 слов/минуту

24 слова/минуту

Таня

10 слов/минуту

40 слов/минуту

Коля

4 слова/минуту

20 слов/минуту

 

Упражнение 9. Если я разложу разные мелкие предметы у себя на столе и спрошу вас, какой из них больше всего, что о вашем мышлении я могу узнать?

Упражнение 10. Какое свойство мышления позволяет оценить детская задачка «Что тяжелее килограмм железа или килограмм пуха?»

 

II. Задания на отработку умения проводить анализ особенностей мышления учеников.

Задание 1. Выполните задания практикума № 5: укажите, о чем (с точки зрения теории Ж. Пиаже, Н.А. Менчинской, Л.С. Выготского) свидетельствуют неправильные ответы ребенка при решении следующих задач.

Задание 2. Ознакомьтесь с заданиями практикума № 1 «Диагностика свойств мышления, составляющих обучаемость». На основе тестовой диагностики можно определить свойства мышления ребенка. А какими способами может  учитель, используя материал учебных предметов, выявить свойства мышления учеников?

 

III. Микропреподавание.

1.     Составьте фрагмент технологической карты урока для класса (этап объяснения нового материала), 50% детей которого имеют признаки дооперационной стадии мышления (по Ж. Пиаже). Воспользуйтесь любой темой 1-го класса, любым  учебником или рабочей тетрадью.

2.     Составьте фрагмент технологической карты урока математики  (этап объяснения нового материала)  для класса, 50 % детей которого имеют признаки необратимости и центрации. Тема «Использование знаков  сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство».

3.     Представьте фрагмент урока по организации работы учеников в микрогруппах, если вы знаете, что 50 % учеников имеют признаки эгоцентризма.

 

IV. Закрепление.

1.  Чем отличается центрация от эгоцентризма по теории Ж. Пиаже?

2.  Какой подход и как именно рациональнее всего использовать при построении учебного занятия педагогу, если он занимается с учеником индивидуально (например, репетиторство или индивидуальная работа)? В небольшой группе? В стандартном классе в 25 – 30 человек?

3.  Может ли ученик иметь высокую обучаемость и маленькую зону ближайшего развития?

4.  Может ли ученик иметь большую зону ближайшего развития и невысокую успеваемость?

5.  Можно ли на уроке совмещать несколько подходов к взаимосвязи обучения и развития?

TurboSite